Как звали мать всех хори-бурят?
Об этом помнили колена четырех родов, которые появились на территории нынешней Иркутской области вовсе не с восточной стороны Байкала. А с Наян-Наваа?
Классическое повествование о хори гласит, что они в XVII веке, под руководством Дай-хунтайжи и Бальжин-хатан ушли от правителя Буубэй Бэйлэ с территории нынешней Барги, что во Внутренней Монголии КНР. Соответственно, даже среди хори-бурят укоренился стереотип о том, что все те из них, что пустили корни в Предбайкалье, перешли туда с Забайкалья.
Но оказывается, это не совсем так. По крайней мере, колена трех хоринских рода появились там совершенно из других краев. Этому вопросу в свое время посвятил свое исследование С.П.Балдаев, и подробно останавливался Б.С. Дугаров. Кто же эта забытая ветвь хори-бурятского племени?
«Бешеные собаки»
Род галзут является старшим в племени Хори. Как отмечал Н.П.Егунов, в древности тотемом хори была желтая собака, что получило отражение в названиях рода шарайд и галзутского патронима нохой. А само название «галзууд» - «бешеные», отражало их воинственный характер.
В Предбайкалье галзуты расселились в Качугском (улусы Нохой, Бурлай, Шуптэхэй, Хойбо), Баяндаевском (Шоно) и Ольхонском (Хутэл, Зама, Зугадат, Онгурены) районах.
А теперь исторический детектив – по преданиям предбайкальских галзутов, они появились на земле у Байкала в XVII веке, во время злополучной Ойрат-халхасской войны 1688 года с…юга Алтая. По реке Катунь они шли далее по реке Кан, затем до низовий Оки и уже оттуда переселились на Верхоленье.
Б.С. Дугаров приводит текст их шаманских призываний:
- Когда мы шли с Алтая,
Священным вереском очищались,
Когда мы шли с Саян,
Ветками пихты освящались,
Когда мы спустились на Лену,
На правом берегу осели…
Любопытно, что к XX веку верхоленские галзуты практически утратили связи с коренным племенем Хори, кроме, разве что, исторической памяти. Скажем, о сыновьях Галзута – Жэнхэн и Нохой, которых знают и «коренные» хори-буряты.
Последний среди верхоленских галзутов считается самостоятельным подродом – ураг. Ц.Б. Цыдендамбаев указывает на то, что «нохойтон» практически полностью ассимилировались в эхиритской среде, но сохранили племенную легенду о Хоридой-мэргэне, правда, в несколько видоизмененном виде. Скажем, по одной из них, Галзут увидел девять лебедей, которые обернулись девушками и стали купаться в Байкале, и он украл одну из них.
«Желтые нижнеудинцы»
Второй род хори-бурят – шарайд, имеет в Предбайкалье два колена. Одно из них действительно перешло Байкал и расселилось по Верхоленью. Другое же, судя по источникам, пришло вместе с галзутами из Монголии со стороны Саяно-Алтая. На это также указывают их призывания:
- Далекая моя земля,
Родина – окраина Монголии,
Тэнгэри хангинов-
На северо-западе,
Черный Хасар тэнгэри,
Людей рода шарайд тэнгэри,
- Прямо на север…
Шарайды составили род в Балаганской степной Думе, позже – Унгинской инородной управе. Населяли улусы Кушун, Мунгуту-булук, Шарат-Куйтинский и Шарат-Тангутский.
Ныне в Нукутском районе существует отдельное село Шараты, также часть шарайдов живут в селах Куйта и Тангуты. Из них происходил один из крупнейших сказителей Унгинской долины Дебхи Букосов, от которого записывали предания и варианты «Гэсэра» Г.Н.Потанин и М.Н.Хангалов.
Это колено шарайдов также помнит своего легендарного первопредка Хоридой-мэргэна. Но, что удивительно, они называют имя той самой «Хун-шубуун хатан» - Хобоши. Шаманы шарайдов носили изображение лебедя на своих ритуальных плащах.
«Тридцать из Монголии»
Род гучит появился в Предбайкалье, по их преданиям, также из тех мест, что галзут и шарайд. Их предком была шаманка Бэр, жившая в Монголии, ее сыном был Боронут, внуком – Алагтай. Гушад (от слова «тридцать») или гучи («внуки») поселились в Осинском и Эхирит-Булагатском районах. От Алагатая родилось восемь сыновей, шесть из которых перешли Байкал и воссоединились с материнским племенем Хори. Предбайкальские гучиты также призывали своего первопредка:
- По происхождению от лебедя,
С коновязью из березы,
Наш отец Хоридой-нойон,
Наша мать Хондоли-хатан…
То есть, гучиты тоже называют имя своей матери-лебедя, правда, немного иначе. Отметим, что у восточных хори-бурят (видимо, придется оперировать таким термином) легенда о «Хун-шубуун хатан» осталась красивой сказкой, и даже не говорится о том, родил ли Хоридой от нее детей. Так как согласно объединенной с «Сокровенным сказанием» хори-монгольской легенде, у него было три жены – Баргуджин-гоа, Шаралдай и Нагаадай.
От первой у него родилась единственная дочь – Алан-гоа, от двух остальных – все одиннадцать хори-бурятских родоначальников.
Что галзуты, что шарайды, что гучиты, в своих призываниях перечисляют характеристики своих предков, относящиеся к их племенному тотему – лебедю – с широкими крыльями из серебра, с острыми клювами, с гогочущими голосами, с распахнутыми изгибающимися крыльями…
Утратив связи со своими братьями из племени Хори, галзуты, шарайды и гучиты распределились между собой, как старший, средний и младший рода. Но был еще один род, который шел особняком, но тоже, вполне возможно, имеет отношение к хори-бурятам.
«Дети града»
Род хангин, что проживает в Унгинской долине Предбайкалья, имеет не совсем ясные корни, как указывает Б.С.Дугаров, не входит в «канонические» одиннадцать хори-бурятских родов. Но, тем не менее, в призываниях хангинов есть слова:
- Всей тысячи хангинов начало,
Птица Сэн-сэрэл,
- Всех хори-монголов начало,
Птица Хон-хорел,
Начало хори-монголов –
Южная земля…
Хоридой-отец,
Хурабшиха-мать…
Выше в призываниях шарайдов уже указано на то, что они также молились хангинским предкам, очевидно, оба рода связывает определенная связь. Ряд исследователей считают хангинов вышедшими из рода хори-бурят хальбин.
Согласно хангинской легенде у Хоридой-мэргэна и девы-лебеди Хобоши, или Харабшихан, родились два ребенка – мальчик Шарайд и девочка Хангин.
Та однажды случайно проглотила градинку и забеременела. Бытовало суеверие – почему хангинские девушки боятся града, так как считалось, что если наступишь – то осквернишь память предков.
По мнению Б.С.Дугарова, это отголосок древней легенды, по которой хан государства Сяньби Таншихай родился от женщины, проглотившей градинку. Изумительно, как род, живший в совершенном отдалении от хори-бурятского ареала, сумел сохранить это предание. Из хангинов произошел знаменитый сказитель Пеохон Петров.
PS: История по прежнему хранит много тайн. Как три хори-бурятских рода, не считая таинственных хангинов, очутились вне исторического ареала, даже дальше Западной Монголии – в Саяно-Алтае, возможно – в Ордосе, и откуда они туда пришли? Может, это осколки тех хори-бурят, что возвращались обратно из легендарной страны Наян-Наваа? И почему они, в отличие от своих соплеменников, помнили имя матери-лебеди, «Хун-шубуун хатан», хоть и в разных, но весьма созвучных вариациях?
PPS: Почему в заголовке и в самой статье мы пишем о знаниях западных хори-бурят в прошедшем времени? Потому что это данные Сергея Петровича Балдаева, относящиеся к началу XX века. Как обстоят дела на сегодняшний день – еще предстоит выяснить.
Фото: vk.com
В сюжете: БурятияИркутская областьхори- бурятыХориХоридой-мэргэнлебедь