Консолидация бурят – взгляд Сангхи
Полтора года БТСР организует конкурс «Эхэ хэлэн – манай баялиг», который уже стал моделью для объединения народа с самого раннего возраста. О конкурсе в частности, и как Сангха поднимает бурят в целом.
В июне 2014 года Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев и другие представители Буддийской традиционной Сангхи России организовали первый конкурс «Язык матери – наше богатство». Это можно назвать третьим этапом работы БТСР по возрождению традиционных ценностей бурят. Сразу уточним – под словом «Сангха» с заглавной буквы в данной публикации речь будет идти о Буддийской традиционной Сангхе России.
Бурятский буддизм – право на жизнь
Неким «нулевым», можно сказать, стартапом, который, впрочем, не прекращается, стала подготовка собственных квалифицированных кадров духовенства и строительство дацанов. Этот этап начался еще в 90-е годы, когда был интронизирован нынешний глава БТСР. Определенным промежуточным достижением стало ненавязчивое утверждение термина «бурятский буддизм» и фактическая автокефальность Сангхи.
Некоторые верующие, особенно из других общин школы Гелугпа, противились этому подходу и говорили о том, что таким образом БТСР стремится обособиться от центра в Дхарамсале, не чтит должным образом Его Святейшество Далай-ламу, и других высших иерархов.
Время показало, что в чем-то БТСР оказалась права. Особенно на фоне заявлений Далай-ламы о том, что возможно, он будет последним.
Панчен-лама, который должен искать и утверждать нового лидера тибетского буддизма, до сих пор находится неизвестно где, и непонятно вообще, жив ли он. И, скорее всего, из-за существующей политической обстановки линия Далай-лам действительно может прерваться.
В данной ситуации, Сангха действительно выстроила и по праву получила свою особенную роль в российском буддизме. Люди, далекие от понимания истинной сути вещей, того что даже в одной Бурятии множество сангх, называют Дамбу Аюшеева лидером буддистов России, что по идее неверно. Но никто не оспорит того, что по факту оно так и есть.
Это понимают и лидеры государства, приезжающие в гости к Пандито Хамбо-ламе в Иволгинский дацан.
Кроме того, буддизм вообще по своей сути довольно либерален по общинному строительству, и в нем нет такой модели властеподчинения, как в христианской церкви или у мусульман. Грубо говоря, три буддиста – уже сангха.
Тем не менее, уже видно, что у бурятского буддизма есть ряд своих особенностей. Разбирать их все – дело ученых, но мы выделим основную и главную – это деятельное участие в жизни своего народа и его консолидация.
Без боевого духа, благоденствия и языка – нет народа
Безусловно, многие начинания Сангхи в целом и Дамбы Аюшеева в частности, встречают ладно бы критику – так порой просто брюзжание и охаивание. С одной стороны, их упрекают в излишней светскости – как так, у лам есть жены и дети, они ездят на дорогих авто, и вообще занимаются несвойственными буддийскому духовенству делами.
С другой – что «толкают» религиозные темы в те сферы, в которых они, якобы, вовсе не нужны.
Скажем, начали развивать традиционный бурятский вид спорта – бухэ барилдаан. Кто-то из местных остряков даже двинул термин – «борявый буддизм». Так или иначе, это стало, можно сказать, первым этапом борьбы Сангхи за консолидацию бурятского народа. БТСР показала, что она не намерена замыкаться в стенах дацанов, и заниматься только чтением молитв и проведением хуралов.
Соревнования высокого уровня именно по бурятской борьбе проводятся нечасто, так как вид спорта – что называется не олимпийский. Но бухэ барилдаан отличается от официальных единоборств, в частности тем, что все решается за одно мгновение. А это приводит состязающихся в определенный настрой, закаляет их боевой дух. Разумеется, не были забыты и другие традиционные виды спорта – стрельба из лука и конные скачки, и проведение «Эрын гурбан наадан» - «Трех игр мужей» при дацанах стало традицией.
Вторым этапом для консолидации стал проект социальных отар, когда Сангха стала выделять овец в крестьянские и личные подсобные хозяйства. Не в аренду, не в кредит – а на развитие животноводства.
В БТСР прекрасно понимают – тяжело молиться, заниматься спортом, сберегать язык и культуру без материального благоденствия.
И наконец, третьим этапом на сегодняшний день стал конкурс «Эхэ хэлэн-манай баялиг». Как отметил Дид хамбо-лама Дагба Очиров в интервью «Информ Полису»:
- Наши социальные отары потихоньку прибавляются в селах, спортсменов становится больше. А вот состояние бурятского языка вызывает особую тревогу.
Особенно тревожно стало после того, как Народный Хурал Бурятии отменил обязательное изучение бурятского языка в школах республики. В парламенте не понимают, что турэлхи хэлэн – это вопрос национальной безопасности. Но это прекрасно знают в Сангхе.
«Будем проводить ежемесячно»
Итак, 11-12 марта прошел юбилейный, X конкурс. Как заявил Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев, их будут проводить ежемесячно, несмотря на всю затратность мероприятия. По мнению Его преосвященства, слишком большой временной промежуток между конкурсами нивелирует весь смысл их проведения. А детям необходима постоянная практика.
Первые три общекомандных места в этот раз заняли представители Жаргалантуйской школы Селенгинского района, Орликской школы Окинского района и Ноехонской школы также из Селенгинского района. Также в конкурсе приняли участие команды из Джидинского, Хоринского, Кижингинского, Бичурского, Кяхтинского, Мухоршибирского, Иволгинского, Баргузинского, Курумканского, Заиграевского районов и Улан-Удэ.
А также представители Аларского и Осинского районов Иркутской области и Красночикойского района Забайкальского края из Шергольджина – родины Пандито Хамбо-ламы. Всего – 69 команд.
- То, что незримо – это есть зарождение нового поколения будущей Бурятии, духовно образованного, нравственно чистого, воспитанного на мудрости, буддийской философии и высокой морали. А зримо то, что эти конкурсы по-настоящему становятся знаковыми событиями в жизни бурятского народа. На наших глазах происходит уникальный процесс, аналогов которому нет нигде… Именно они, в первую очередь, участники наших конкурсов, не дадут угаснуть огню родного языка, огню жизни родного народа, - отмечает пресс-служба Буддийской традиционной Сангхи России.
В рамках конкурса проводятся соревнования не только на знание языка, но и по песням, стихам, знанию святых мест, прикладному творчеству. Таким образом, устроители «Эхэ хэлэн» комплексно подходят к теме, а не просто так, как по сухой программе – провели диктант, написали тест и разошлись.
С июня 2014 года, когда был проведен первый турнир, постоянно расширяется его география, умножается количество участников, и что немаловажно – спонсоров. С конца октября 2015 года в проведении конкурса постоянно участвует Бурятская государственная телерадиокомпания, предоставляющая прямые эфиры. Свой вклад в «Эхэ хэлэн» вносят работники информационного центра Минкульта РБ, преподаватели БГУ, учителя, родноведы, и многие другие.
Приезжать начали из далеких форпостов монголософеры – школьники из Обусы Осинского района были на конкурсе уже пять раз. Стали ездить из села Ныгда Аларского района. Подключились к поддержке «Эхэ хэлэн» глава Усть-Ордынского Бурятского округа Марина Иванова и член Совета Федерации РФ от Иркутской области Вячеслав Мархаев.
Отметим напоследок, что в эфире БГТРК, на II этапе конкурса, состязаются носители диалектов – булагаты, селенгинцы, хонгодоры, хори, эхириты.
А с началом вещания во второй половине года национального FM-радио, под личным патронажем Хамбо Ламы, при поддержке правительства Республики Бурятия, начнется новый этап возрождения и развития родного языка. Вещание будет круглосуточным, на пяти основных диалектах.
PS в виде видео от Дамбы Аюшеева: “Хорошо что у девочек, которые впервые вместе, есть музыкальный слух и сознание Бодхисаттвы Арьябалы”.
Фото: из архива А.Долгоржапова, Ч.Санжиева, А,Махачкеева
В сюжете: Бурятиябурятыбурят-монголыБТСРбуддизмбуддизм в БурятииХамбо лама Дамба АюшеевЭхэ буряад хэлэмни