Хонгодоры, шошолоки и кое-кто еще
Три бурятские этнические группы, возможно, имеют одни исторические корни. От одной матери – Хун Шубуун хатан.
Рассматривая бурятский вопрос о родоплеменном или территориальном делении, следует не забывать о том, что по сути, уже к XX веку, «благодаря» политике русской администрации, начал складываться принцип «землячеств». В переписи 1898 года указываются рода бурят по территориальному признаку – от бурят балаганских и аларских до джидинских и агинских.
Вместе – от Закамны до Алари
Территория эта считается основным ареалом расселения хонгодоров, хотя помимо них, находясь в родстве, но не смешиваясь, жили другие рода, или колена родов. В частности, булагатские хурхуты, перешедшие с территории нынешнего Ольхонского района Иркутской области. Они жили у Байкала, о чем свидетельствует местность Куркут у залива Усть-Анга.
Ответвлением булагатов Н.П.Егунов и ряд историков также считают рода бурюуха, тэртэ, сайгут, hойhо, шаранут, хотя, впрочем, Егунов и самих хонгодоров записывал в булагатское колено. Но, скажем, согласно легендам рода тэртэ, они бежали из Монголии во главе с Торой бодон хошучи во времена войны 1688 года.
Среди представителей родов, примкнувших к «большому племени» хонгодоров, тэртэ считаются вторыми по численности.
С определенной уверенностью можно сказать разве, что рода уряанхай, наймангут и хотогойт точно не относятся к местным, так как первые пришли с Тывы, осколки народа некогда могущественного Найманского ханства были рассеяны вплоть до нынешнего Осинского района Иркутской области. Немного сложнее с родом хотогойт, поскольку в документах русских и преданиях хонгодоров он не упоминается. Возможно, это осколок монгольских хотогойтов, из той же местности в Прихубсугулье, откуда ушли хонгодоры, и пришедший в Тунку и Закамну немного позднее.
И куда сложнее дела обстоят с наиболее многочисленной группой, которая жила в Приангарье до хонгодоров – шошолоками.
Разные рода от одного корня?
Ранее мы уже упоминали, что именно шошолоки приняли на себя удар войска Сухор-нойона. Любопытно, что среди территориальных групп тункинских и закаменских бурят упоминается и род соохэр, очевидно – из потомков того бесславного похода.
Само слово «шошоолог», вероятно, происходит от термина «шошохо» - впасть в оцепенение от внезапного испуга. Остается только гадать, чего они так испугались. Может, другого племени, от которого они ушли и спрятались на окраине монголосферы?
Шошолоки имели с хонгодорами довольно тесные связи, в то же время, не причисляя себя к ним. Русские документы также говорят о том, что «цысолики» в момент строительства Иркутского острога выделялись от хонгодоров. Но являлись ли они пришлым родом, или тоже, в свое время, отделились от общего прарода?
Еще в «Сокровенном сказании» говорилось об обряде раздела рода, когда ломали родовой котел, и разбирали куски, говоря – теперь мы разделились, как он, и никогда не соединимся, как и эти части.
Так, в свое время, Есугей-баатар выделился в самостоятельный ураг – Кият-борджигин, что позднее стало одной из причин ухода тайчиутов от Оэлун-эхэ. Вероятно, так в свое время разделились предки хонгодоров и шошолоков. Тем не менее, ряд историков настаивает на том, что этот род не имеет вообще никакого отношения к хонгодорам, и выводят из то ли из Джунгарии, то ли с Саяно-Алтая.
Почему же мы уделяем столь много внимания, казалось бы, довольно немногочисленному роду? Дело в том, что ныне шошолоки и хонгодоры живут на одном и том же пространстве, от Закаменского до Аларского районов.
Дети одной матери
Известно, что в старые времена, шошолоки всегда были почетными гостями на родовых празднествах хонгодоров, менялись женами, и вообще ни в одном предании не говорится о каких-либо склоках и вражде между теми и другими.
Г.Р. Галданова пишет: «Белая птица - исконный тотем тюрков» являлась прародительницей шошологов, поэтому возможно предположить их тюркское происхождение».
Довольно странный вывод, учитывая то, что «белую птицу» можно найти гораздо ближе по расстоянию и времени, нежели чем у древних тюрков, у которых, впрочем, главным тотемом был волк. Разумеется – у хонгодоров, поклоняющихся матери-лебеди. Шошолоки так же поклонялись Шаргай-нойону, Буха-нойону, но первоначальным был, на что стоит обратить внимание – это, разумеется, культ Хун Шубуун хатан.
В свою очередь, все это не то, чтобы подталкивает – бросает хонгодоров и шошолоков в объятия племени Хори. И туда же, в кучу –монгольских хонгиратов, род первой жены Чингис-хаана Борте-учжин.
Как отмечает О.А.Шагланова, особенностью шаманизма тункинских бурят, как религиозного института, является процесс его развития на основе архаичных религиозных представлений, содержащих различные этнические черты.
Насколько же далеко уходит эта архаика? И как соотносятся корни «хор» и «хон» в далекой истории этих родов и племен?
В преданиях шошолоков говорится о трех братьях – Хори, Хонгодоре и Шошолоке. Как отмечает Б.З.Нанзатов, один из «коренных» хонгодорских родов – тайбжан, также имеет название сагаан, что, разумеется, ведет к мысли о возможном сопряжении с хори-бурятским родом, ведущим начало от Сагаана, сына Хоридоя.
Вопрос об этногенезе хонгодоров будет продолжен на АРД.
Фото: Картина К.Шулунова