Пять стратегических проектов Монголии
Развитие горной промышленности и привлечение в эту сферу иностранных инвесторов стали стратегическим направлением государственной политики Монголии в последние несколько лет.
Последовавший большой приток крупных иностранных капиталовложений в другие сферы жизнедеятельности страны повлек за собой небывалый рост экономических показателей Монголии. Что, в свою очередь, позволило местной власти определить основные направления развития экономики государства и разработать масштабные среднесрочные и долгосрочные проекты, реализуемые в ее отраслях. Рассмотрим наиболее значимые из них.
Проект «Оюу Толгой»
Оюу Толгой – третье по величине месторождение меди в мире, также содержит запасы золота, серебра и молибдена. Расположено в Умнегобийском аймаке, примерно в 600 километрах к югу от Улан-Батора и в 80 километрах к северу от монгольско-китайской границы. Его ресурсы составляют 37 млн. тонн меди и 1,3 тыс. тонн золота.
Предполагается, что ежегодная добыча меди в Оюу Толгой составит до 450 тыс. тонн, золота – до 13 тонн. Первый экспорт медного концентрата начат девятого июля этого года.
В настоящее время обогатительное предприятие Оюу Толгой способно перерабатывать 100 тыс. тонн руды в день. С этой мощностью предприятие работает с 20 июня 2013 г. Ежегодно здесь планируют перерабатывать примерно 6 млн. тонн руды и экспортировать приблизительно одну тонну медного концентрата. В дальнейшем объем продукции будет увеличиваться, и к 2018 году предприятие должно выйти на мощность переработки в 54 млн. тонн меди в год.
В полную мощность, как ожидается, предприятие заработает к 2019 г. По расчетам специалистов, разработка месторождения Оюу Толгой позволит увеличить объемы производимого в Монголии медного концентрата на 80 процентов, рост его экспорта составит 30-40 процентов, а объем горнорудной продукции, занимаемого в ВВП, увеличится на 20 процентов.
Из-за разногласий по поводу дополнительного финансирования проекта, возникших между правительством Монголии и британо-австралийским горнорудным гигантом Rio Tinto, владеющим 66% акций рудника, в августе 2013 г. работы на прокладываемой глубинной шахте Оюу Толгой были приостановлены, в бессрочный отпуск отправлены 1700 сотрудников.
Основные залежи месторождения находятся на глубине трех-четырех километров, поэтому строительство глубинной шахты имеет огромное значения для освоения рудника. В настоящее время стороны пытаются урегулировать конфликт и по некоторым спорным вопросам уже достигли компромисса.
Запасов Оюу Толгой, согласно прогнозам и планам добычи, хватит как минимум на 50 лет. Первоначальные инвестиции в проект составили сумму в $6,2 млрд. Этот проект также является одним из крупнейших по количеству созданных рабочих мест.
Реализация проекта, по прогнозам экспертов, способствует росту экономики Монголии на 35 процентов к 2020 году. Предполагаемый доход – 800-900 млрд. долларов в год.
«Таван Толгой»
Таван Толгой – одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, находится в долине озера Улаан на территории самона Цогтцэций, Умнегобийского аймака.
Таван Толгой является месторождением стратегического значения с общим ресурсом – более шести миллиардов тонн сырья, из которых 1,4 млрд. тонн приходится на высококалорийный коксующийся уголь и 4,6 млрд. тонн – на энергетический уголь. Месторождение находится в собственности государственной компании «Эрдэнэс Таван Толгой», входящей в состав госкомпании «Эрдэнэс MGL», которая контролирует государственные доли во всех 39 стратегических месторождениях страны.
Таван толгой – это комплекс, состоящий из семи крупных участков-месторождений: Юго-Западного и Восточного угольных месторождений, Ухаа Худаг, Бор Толгой, Бор тээг и Цанхи, который, в свою очередь, подразделяется на Восточную и Западную. Самыми крупными являются два основных раздела: Баруун (Западное) Цанхи и Зуун (Восточное) Цанхи.
К работам по добыче и разработке угля «Эрдэнэс Таван Толгой» привлекла компанию «Энержи ресурс», входящую в состав MCS Corporation и ведущую добычу в Ухаа худаг, и местную корпоративную компанию «Малый Таван Толгой», которая работает в секции Бор тээг.
Баруун Цанхи начал экспортировать уголь 5 сентября этого года. «Эрдэнэс ТТ» планирует увеличить объем добычи угля до четырех миллионов тонн к 2014 году, до 12 млн. тонн – к 2015 году и до 20 млн. тонн к 2017 году.
Для полномасштабного освоения месторождения требуется строительство электростанции и железнодорожной ветки длиной 400 км. В целях обеспечения энергетических потребностей горнодобывающего предприятия правительство выдало лицензию на создание новой электростанции мощностью 300 мегаватт в районе Таван Толгой.
Исследования уже завершены, и в настоящее время технико-экономическое обоснование проекта строительства электростанции находится на рассмотрении в министерстве природных ресурсов и энергетики. Строительство станции планируется начать в этом году, первая очередь будет сдана в эксплуатацию к 2016 году.
По предварительным оценкам объем необходимых инвестиций для возведения электростанции составляет от 600 до 800 млн. долларов США. На начальном этапе Банк развития Монголии выделил $50 млн., из которых около $1,9 млн. предназначены на эксплуатационные расходы. В ходе строительства электростанции будет создано три тысячи временных рабочих мест и около 500 постоянных – для обеспечения ее дальнейшей эксплуатации.
Завод по переработке и обогащению угля будет использовать технологии переработки угля, что соответствует экологическим стандартам Европейского Союза. Экологически «чистое» предприятие будет производить 13,4 млн. тонн коксующегося угля и 3,8 млн. тонн энергетического угля в год.
Парламент Монголии прошлого созыва обещал каждому гражданину страны 1,5 миллиона тугриков от доходов горной промышленности, в частности от будущих доходов Таван Толгоя. Правительство раздало из Фонда развития человека 500 тугриков каждому жителю страны через систему социальных страхований. А на оставшийся 1 миллион тугриков гражданин имеет право получить 536 акций госкомпании «Эрдэнэс Таван Толгой».
По расчетам правительства 20 процентов всех акций Таван Толгоя должны быть переданы таким образом жителям страны. Однако из-за необходимости проходить долгую процедуру оформления документов в брокерской компании, а также не информированности части населения и недоверия к «безналичной сделке» на бирже, доля граждан, оформивших 536 акций Таван Толгоя, до сих пор остается незначительной.
Тем не менее, жители страны все еще могут воспользоваться правом бесплатно приобрести акции крупнейшего в мире месторождения угля.
В настоящее время весь объем добываемого сырого угля экспортируется в Китай. По договоренности с правительством Монголии китайская госкомпания Chalco покупает весь объем добытого сырья по договорной цене. В начале 2013 года экспорт угля в Китай был приостановлен, в том числе из-за требований монгольской стороны повысить стоимость одной тонны продукции. В конце апреля цена была установлена в размере 56 долларов за тонну угля, и экспорт возобновился.
Этот «простой» и последующее снижение спроса угля в Китае способствовали сокращению планируемого дохода от продажи угля, что стало одной из причин дефицита бюджета страны к концу 2013 года. Поэтому в дальнейшем правительство Монголии намерено вести полную переработку угля и поставлять продукцию на международный рынок.
«Новые железные дороги»
«Новые железные дороги – это мега-проект, имеющий огромное политическое, экономическое и социальное значение для Монголии», – в последнее время все чаще говорит премьер-министр Н.Алтанхуяг. Проект предполагает прокладку около пяти тысяч километров железных дорог. Потребность в инвестициях для строительства первой и второй очередей строительства, а это 1,9 тыс. километров путей, оценивается в 5,5 млрд. долларов США.
К настоящему времени из планируемых $400 млн. правительство страны уже выделило на реализацию проекта 200 миллионов долларов США, полученных от продажи правительственного бонда «Чингис», который принес Банку развития Монголии в 2012 году доход в размере 1,5 млрд. долларов.
Более 83 млн. долларов выделенных средств вложены в строительство 217-километрового участка путей от Таван Толгоя до пограничного с Китаем пункта Гашуунсухайт. Кстати, учрежденный экс-президентом Калмыкии, президентом ФИДЕ и IMSA К.Илюмжиновым фонд «Евразия финанс», владеющий 26% акций Монгольских железных дорог, уже полным ходом ведет здесь строительные работы.
Строительство Новых железных дорог в Монголии будет способствовать не только развитию инфраструктуры страны, но и горнодобывающей промышленности в целом, а также позволит значительно увеличить объемы экспорта.
Первые 1,9 тыс. километров железной дороги соединят главные стратегические местрождения с промышленными центрами и пограничными пунктами страны.
«Промышленный комплекс Сайншанд»
Особое значение в экономике страны имеет проект «Промышленный комплекс Сайншанд», который предполагает развитие этого аймачного центра в один из главных промышленных городов Монголии.
Генеральный план проекта был разработан американской корпорацией Bechtel . Планируется, что промышленный комплекс будет введен в эксплуатацию к 2019 году. Проект создаст на начальном этапе 12 тысяч новых рабочих мест, в дальнейшем это число вырастет до 68 тысяч. По оценкам экспертов, общий объем требуемых инвестиций составит 11 млрд. долларов.
Комплекс будет возведен в Сайншанде, столице Дорногобийского аймака, недалеко от которого расположены нефтяной бассейн восточного региона, месторождения Оюу Толгой и Таван Толгой. Данный проект включает в себя строительство углехимического завода, нефтеперерабатывающего завода (с мощностью производства от 25 до 30 тысяч баррелей в день), обогатительного комбината меди (мощностью в 300 тысяч тонн концентрата в год), завода строительных материалов (с объемом поставки до одного миллиона тонн цемента в год), металлургического обогатительного завода (мощность производства – 4,5 тыс. тонн в год), завода порошковой металлургии и тепловой электростанции.
Проект «ТЭЦ-5»
Тендер на строительство ТЭЦ -5 выграл консорциум, в состав которого входят французская энергетическая компания GDF Suez, японское предприятие Sojitz Corporation, крупнейший южнокорейский производитель энергии POSCO и Ньюком Группа Монголии.
По предварительным оценкам, на стройтельство ТЭЦ -5 потребуются инвестиции в размере 1,2 млрд. долларов, срок реализации – три с половиной года.
Мощность ТЭЦ №5, которая обеспечит растущий спрос Улан-Батора, составит 450 мегаватт.
Фото: О.Хосцэцэг (Mongolian mining journal)
В сюжете: Оюу ТолгойСайншандтэцдорогиТаван Толгой