От сапожника к семейному бизнесу: все что ни делается - к лучшему
Казалось бы, что говорить о зиме слишком рано. Но только не в Монголии, где осень уже подступает, а там и до зимы недалеко. Одной из самых важных вещей для преодоления монгольской суровой зимы является легкая, теплая и удобная обувь. Перед наступлением зимы люди обычно спрашивают каждого о такой, и где ее можно найти. Об этом, а также о том, как можно начать семейний бизнес в Монголии, наш следующий материал.
Монголы уже знают, что сапоги из кожи лошади с тремя подошвами, набитые овчиной - лучший выбор. Этот вид ботинок похож на оленьи сапоги с точки зрения дизайна, комфорта и тепла, но гораздо более дешевый по цене.
Л.Пүрэвсүрэн является домашним производителем, она начала свой бизнес, открыв мастерскую Чоно Хараат.
- Я была сапожником в обувной мастерской, но, к сожалению, из-за болезни мне пришлось уйти с работы. Моему мужу и мне 40 лет, и в этом возрасте трудно найти работу. В настоящее время работодатели предпочитают работать с молодыми людьми, - рассказала Л.Пүрэвсүрэн.
И может быть для них это оказалось и к лучшему, потому что теперь у них есть собственная мастерская и постоянные клиенты.
- Наши первые клиенты остались довольны нашим продуктом и заказали больше ботинок, что заставило меня поверить, что мы можем продолжить работу как семейный бизнес. Теперь мы производим от 5 до 6 различных типов сапог. Зимой нашим основным материалом является кожа лошади, шкуры, а весной и осенью клиенты обычно покупают хромированные кожаные сапоги. Мы делаем индивидуальные ботинки (единственный экземпляр) на основе потребностей клиента. Оглядываясь на наши скромные начинания, мы можем гордиться тем, чего мы достигли сейчас, - говорит мастер.
- Когда мы начали, у нас не было достаточно оборудования. Это всего лишь небольшой семейный бизнес, поэтому мы не могли позволить себе многого, но мы купили две швейные машины и начали производство. Вскоре мы обратились в Фонд развития малого и среднего предпринимательства и в рамках программы грантовой помощи получили 2 миллиона тугриков для покупки новых машин. Затем я посетила курсы обучения бизнес-навыкам, организованные в Женском бизнес-центре, и в рамках программы «Инкубатор» получила поддержку в размере 5,2 млн. тугриков. Мы потратили 4,2 миллиона тугриков на новое оборудование, которое сократило ручную работу, а также помогло нам создать разные и уникальные дизайны. Мой сын хороший художник, он отвечает за дизайн. В начале нам также не хватало опыта продаж и продвижения. Через Женский бизнес-центр я получила консультационные услуги по маркетинговым навыкам. Перед тем, как внедрить на рынок новые сапоги, мы проводим опрос, чтобы определить целевую группу, а также выяснить заинтересованность потребителей в товаре и, соответственно, будем ли мы делать массовое производство или нет.
Обувь из лошадиной кожи для взрослых стоит 180-350 тысяч тугриков (примерно 4500-8750 рублей), зависит от ее обивки. В настоящее время мы не выпускаем детские ботинки, но планируем сделать семейные ботинки для родителей и детей, чтобы вся семья имела соответствующую обувь. Один из наших клиентов работает на горнолыжном курорте и хотел иметь удобные, теплые и легкие сапоги, чтобы носить во время работы. Мы назвали эти сапоги «Монгольский Тимберланд».