Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
3 августа 2015 11518

Как бурятский трайбализм разрушает народ

Автор: Бато Очиров

Автор АРД Бато Очиров обрисовал свою позицию по самому щекотливому вопросу бурятского этноса.

Реклама

После моего блога на тему (“Бурятская национальная верхушка в краткосрочной перспективе проиграет”)о нынешней ситуации в бурятской национальной политике разгорелся очень горячий, хотя и ожидаемый диспут о расколе в бурятском обществе.

Вот некоторые из комментариев:

Гы гы гы)): Очиров, скажи честно, что ты лакей носкова, главы администрации главы Бурятии, и по его команде делишь бурят на части, раскалывая их на восточных и западных, превознося во всем агинских, откуда ты родом! Ты враг бурят!

Түүргэ » Гы гы гы)): В первую очередь враг бурят — это манкурт, забывший, свой язык, традиции и обычаи. Он показывает дурной пример другим.

Арсалан » Түүргэ: В первую очередь враг бурят — это негодяй, стравливающий разные бурятские народы друг с другом по заказу властей!

1997 » 1997: Почему Б.Очиров спотыкается только на западных фамилиях? Есть и другие, восточные фамилии у Олимпа властной вертикали в Бурятии, том числе, в Хурале. У законодательной власти даже больше полномочий для решения наиболее важных идеологических и политических проблем.

Чем не угодил ему Иннокентий Егоров? У него же должность как бы завхоза или главного инженера, словом, хозяйственника. Ему бы разобраться с текучкой хозяйственной в республике, где все трещит по швам. А Ханхалаев? Он пенсионерами занимается, чтобы пенсии им вовремя платили с тем, чтобы те на эту пенсию своих детей и внуков содержали или, по крайней мере, помогали им.

Зачем приличных, занятых людей поносить ради красного словца и своих племенных комплексов?!

Арсалан » 1997: Ты прав. Очиров поносит этих людей из-за своей обиды, что не он там работает, а они.

Свою завистливую мелкую обиду он тащит в политику разделения бурят на западных и восточных. И пытается вытравить западных бурят из власти и политики, этим помогая носкову и наговицину убрать бурят из власти.

Очиров не понимает, что нынешней власти наговицина-носкова не нужны во власти и политике ВСЕ БУРЯТЫ вообще!

И он растравляя вражду между бурятами, только помогает врагам бурят.

Акулина Хохрякова » 1997: У вас такая реакция на статью, как будто вы и есть та самая верхушка, которая проиграет. Бато вам везде мерещится...Поберегите нервы.

Гы гы гы)): Очиров, ты постоянно пишешь посты только против западных бурят!

Этим ты стравливаешь бурят меж собой, и ослабляешь их. Бурхан тебя накажет! Тебя скоро не будет на земле по воле Бурхана! Соок! Ай хурый!

Поэтому считаю безотлогательным пояснить читателям АРД мою позицию по этому щекотливому, но очень важному вопросу нынешней действительности.

Как известно, самым крупным трудом по изучению современной Монголии считается работа выдающегося американского учёного-монголоведа Роберта Артура Рупена “Монголы 20-го века”. Рупен является самым талантливым учеником Николая Николаевича Поппе, советского профессора, эмигрировавшего в США и сформировавшего там новую школу американского монголоведения. Выбор темы исследований был подсказан Рупену его учителем, которого с Бурятией связывали особые отношения. Известно, Николай Поппе был учёным, внёсшим самый выдающийся вклад в изучение бурятского языка, фольклора и литературы, чем кто бы то не был в мире.

Вот некоторые выдержки, которые наиболее внятно описывают различия западных и восточных бурят в этой фундаментальной работе, переведённый на русский язык одним из самых амбициозных учёных монголоведов, автором АРД Николаем Цыремпиловым:

Иpкутские буpяты и Забайкальские буpяты

  1. деpевянные юpты, дома pусского типа - и войлочные юpты;

  2. огpаниченная кочевая жизнь пеpедвижений на коpоткие pасстояния хаpактеpизовалась небольшим числом - хаpактеpная кочевая жизнь с относительно частыми пеpедвижениями на большие pасстояния;

  3. нет веpблюдов в скотоводстве - веpблюды обычны в стадах;

  4. развитое земледелие - нет земледелия;

  5. пpавославие - буддийская pелигия (ламаизм);

  6. широкое использование русского языка - шиpокое использование буpятского языка и значительное знание тибетского языка;

  7. ограниченные связи с халхами - тесные связи с соседними халхами Внешней Монголии;

Эта pазница между иpкутскими и забайкальскими буpятами и обособление буpят от остальных монголов объясняется истоpическим пpошлым, что без сомнения сказывается и на современном состоянии бурят.

К сожалению, современное бурятское общество рассматривает эту нашу “национальную особенность” только с отрицательной стороны. В основном, выражения “раскол единого бурятского общества”, “вытравливание друг против друга” и т.п. используются только в политическом контексте. Когда где-то, кто-то и на что-то претендует.

В остальном буряты всегда рады друг другу: отпраздновать, приехать друг другу в гости, вместе вести некоторые дела — повседневная жизнь никого не напрягает. Соответственно, в широких массах понятие разделения на западных и восточных, не учитывая некоторые детали, в принципе отсутствует.

Россия — многонациональная федерация, имеющая множество национальных республик. Каждая из них развивается по своему — у кого-то получается, у кого-то — нет. Формально, по Закону, у всех равные права. Вопрос — почему у кого-то получается, а у нас — нет?

Что является основным обстоятельством и причиной столь явной разницы в общем состоянии развития у различных народностей страны? Думаю ответ может храниться в социокультурной специфике каждого народа и каждого региона.

У любого народа есть свой менталитет, культура, которую он сам “придумал”, выносил и выстрадал, и является её носителем без каких бы то ни было существенных разрывов. Если появляется серьёзный разрыв — то народ утрачивает своё и исчезает.

Обладание собственным, самостоятельно выработанным, выстроенным и выстраданным социумом является огромным преимуществом, значимость которого хронически недооценивается нами. Между тем, самостоятельное формирование собственной субкультуры позволяет обеспечить его максимальное соответствие особенностям национальной психологии, сделав его взаимодействие с народом наиболее гармоничным и потому эффективным с точки зрения развития общества.

Вот почему плохо говорящие на русском дагестанцы (в Дагестане проживают более 40 национальностей) или те же якуты далеко ушли вперёд в собственном развитии от нас бурят.

Точно так же, по этой причине навязанная (не выработанная и не выстраданная) демократия не приживается в России и в Монголии.

Государство, в нашем случае республика Бурятия — это не только и даже не столько управленческий, сколько социокультурный и во многом хозяйственный организм, создаваемый обществом для выработки и формулирования его коллективных интересов.

Поэтому в России, в каждом национальном регионе, свои “правила”. Попробуйте прийти в Тыву со своим уставом — вас быстро в бараний рог скрутят.

Резюмируя, можно зафиксировать: созданная самостоятельно, в соответствии с собственными внутренними потребностями, выстраданная культура отличается от выученной наизусть любой другой практики. Это можно сравнить, с тем, как если бы человек не видел разницы между летающим орлом или его забальзамированной копией, выставленной на экспозиции.

Несомненно, у нас в Бурятии так же выработались не публичные, внутренние механизмы, которые не пропагандируются и даже скрываются от постороннего глаза. Как из необходимости защищать от чрезмерного внимания конкурентов свои управляющие центры, так и в силу их вопиющего противоречия декларированным народу идеалам. Теперь же все эти механизмы вскрыты и лежат на поверхности. Мы их не будем рассматривать.

Вместе с тем наше бурятское общество исторически, каким-то чудесным образом вобрало в себя два разных, принципиально отличающихся, два типа общественной культуры: западную и восточную.

Западное мышление носит преимущественно материалистический характер. В природе оно обращает внимание, прежде всего, на образующие материю частицы, а в общественной жизни — на отдельную личность. Восточное мышление, напротив, более идеалистично: в природе обращает внимание преимущественно на энергию, а в обществе — на коллективы, т.е. социальные механизмы.

В силу своей направленности восточное мышление отливает свой исторический опыт не в институты, а в традиции т.е. слабо формализованные законы общежития, ориентированные на достижение не индивидуальной выгоды, а общественного блага как максимально возможной совокупности индивидуальных выгод.

Имея такой интересный симбиоз жизненных и культурных возможностей, наше бурятское общество никак не может придумать и развивать свой, достаточно устойчивый и успешный тип общества. Тормозит этот процесс ставший теперь уже всем нам известным, даже “родным” – трайбализм.

Трайбализм или трибализм (англ. tribalizm, от англ. tribl - племя) — форма общественно-политической племенной обособленности, выражающаяся в формировании органов государственной власти на основе родо-племенных связей. Одно из проявлений межплеменной вражды. Практика трибализма заключается в предоставлении привилегий выходцам из одной этнической группы при подборе и расстановке кадров в государственном аппарате и, соответственно, в ущерб остальным группам населения.

Этот термин я нашёл в одной из аналитических статей.

Теперь давайте рассмотрим логически кадровую ситуацию в республике. В Бурятии существует неписаный договор - 50/50 - русские/буряты. Весь государственный аппарат Бурятии (т.е. 50% - по договорённости), в том числе аппарат всех бюджетных учреждений, сформированный на протяжении многих десятилетий состоит в основном из представителей какой этнической окраины?

Теперь поставьте себя на место молодого человека, приехавшего, отучившись в Москве или в Пекине (не важно где), в родную Бурятию. Он видит, что тут всё без изменений: кумовство, родовые кланы у власти и прочее. И хотел бы человек работать, применить свои знания, а на его потенциальном месте сидит некий сын-племянник-родственник “с незаконченным пока высшим”. Какова будет реакция?

Соответственно и разделение по лагерям: пристроенные детишки из племён вождей и не пристроенные из прочих. Вот так год за годом, десятилетия за десятилетиями, поколения за поколениями. Разрыв колоссальный и, видимо, пришёл логический конец — кризис общества.

Нет языка, отсталая культура, слабая система лоббирования своих интересов в любом сегменте жизнедеятельности — это то, что касается Бурятии как республики (государства).

Общество же порождает теперь не разрешимую проблему недоверия к власти, даже апатии. Кто-то считает виноватым во всём Носкова, кто-то Наговицина. Моё мнение — нужно в самих себе сначала разобраться.

Нужно решать вопрос и находить внятные пути развития. Это правда...

Фото: Художник Зорикто Доржиев, "Куча мала"

В сюжете: трайбализмбурятыэтнос

Похожие материалы

7 мая 3095

Закаменские буряты по обе стороны границы

Закамна – крайняя восточная часть Горной Бурятии, где заканчивается ареал хонгодорского диалекта. В то же время Закамна – это крайний юг расселения тунгусо-маньчжуров Восточной Сибири. Здесь же образовался самый западный район расселения некоторых селенгинских бурят.

24 апреля 884

В Ангарске прошла презентация бурятских костюмов-оберегов. ВИДЕО

Коллекцию бурятских костюмов-оберегов представила в библиотеке № 6 Ангарска общественная организация «Центр культуры «Гэсэр».

18 апреля 2304

Как кочевники прошлого выбирают недвижимость в ОАЭ

Буряты и монголы все охотнее осваивают рынок недвижимости в Дубае. Кочевым народам не страшно покидать знакомые места и отправляться на поиски лучшей жизни.

28 января 710

В Агинском национальном музее провели интеллектуальную игру «Традиции бурят»

25 января в Агинском национальном музее состоялась интеллектуальная игра «Традиции бурят», проведенная в формате «Что? Где? Когда?» в рамках грантового проекта «Интерактивный музей».

Первая полоса

8 апреля 16721

"Аэрофлот" распространит на Улан-Удэ тарифы с единой ценой

Сегодня 1

В Бурятии отметили День России праздничным концертом

12 июня на Площади Советов в Улан-Удэ состоялся праздничный концерт «Моя Россия», посвящённый Дню России.

Сегодня 14

В Улан-Удэ в честь Дня России прозвучал «Полуденный выстрел»

В мероприятии приняли участие представители общественных организаций, кадеты, юнармейцы и жители Улан-Удэ.

Реклама
Вчера 777

Ветеран СВО получил умного помощника для социальной адаптации

Обеспечение техническими средствами реабилитации - одно из направлений деятельности фонда "Защитники Отечества".

Вчера 847

Буряад театр получил «Серебряную маску»

Спектаклю «Пегий пес, бегущий краем моря» по мотивам одноименной повести Чингиза Айтматова экспертное жюри присудило главную награду III Международного театрального фестиваля «Байкальский талисман» в Иркутске.

Реклама

Популярное

  • 6 июня 2309

    Узбекистан запускает пилотный проект грузовых перевозок по новому коридору в Китай и Монголию

  • 6 июня 2082

    Открылся Международный форум “Диалог по устойчивому развитию 2025 - Изменение климата: Миллиард деревьев"

  • 6 июня 2063

    За неоплату платных парковок - штраф. Обсуждается инициатива Улан-Удэнского горсовета

  • 6 июня 2038

    В программу Международного кинофестиваля в Забайкалье впервые включили сериалы

  • 6 июня 2027

    "Улан-Удэ – лидер по сохранившейся деревянной архитектуре". ВИДЕО

  • 6 июня 1831

    В республиканский бюджет вносятся изменения

  • 10 июня 1755

    В IV Международном фестивале шаманизма «Дунгур» примут участие гости из Китая, Турции, Перу, Казахстана, Германии и Монголии

  • 10 июня 1707

    Делегация Монголии примет участие в Российской выставке племенных овец в Чите

Вчера 851

Ветераны СВО из Бурятии проходят лечение в центрах реабилитации Социального фонда России

Для направления в эти центры демобилизованному участнику СВО нужно подать заявление в любой клиентской службе Отделения СФР по Республике Бурятия или на портале госуслуг.

Вчера 884

КрасАвиа открывает прямой рейс из Кызыла в Улан-Батор

Первый полет состоится 25 июня 2025 года, далее рейс будет выполняться еженедельно.

Вчера 875

Отделение Банка России в Бурятии возглавил Виталий Пономарев

Нового руководителя регионального отделения представили главе Бурятии 10 июня.

Вчера 868

III Международный буддийский форум пройдёт в Калмыкии с 25 по 28 сентября

Участники обсудят перспективы буддийского мира в новом тысячелетии, сохранение и развитие института монашества, буддизм и развитие туристического потенциала.

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Вчера 898

Губернатор Забайкалья отправил правительство края в отставку

Руководители органов власти и заместители председателя правительства будут находиться в ранге исполняющих обязанности до соответствующих кадровых решений.

Вчера 879

В День города Улан-Удэ продлят работу общественного транспорта

Автобусы МУП «Городские маршруты» будут работать по расписанию рабочего дня. МУП «Управление трамвая» выпустит на маршруты вагоны по субботнему графику.

Самое важное

10 октября 2024 25558

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 25736

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 25506

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 26540

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок