South China Morning Post: Китай инвестирует в Монголию, чтобы "облегчить" торговые связи с Россией
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, около 90% грузовых перевозок между Китаем и Россией проходит через Монголию.
Китай активизировал торговые отношения с Монголией, а инвестиции в улучшение железнодорожной инфраструктуры своего северного соседа призваны улучшить доступ Пекина к жизненно важным природным ресурсам и наладить торговлю с Россией, пострадавшей от санкций, считают аналитики.
Монголия и Китай подписали “документы о сотрудничестве” после того, как министр иностранных дел Ван И посетил Монголию и встретился со своей коллегой Б.Батцэцэг в Улан-Баторе на этой неделе, сообщает Министерство иностранных дел Китая.
Обе стороны договорились соединить железные дороги с автомагистралями, “чтобы промышленные цепочки и цепочки поставок оставались стабильными”, а также вновь открыть пограничные переходы, говорится в заявлении.
Сухопутная граница протяженностью 4630 км в основном представляет собой пустыню и горы, но также является частью самой длинной в мире железнодорожной линии - Транссибирской магистрали.
Некоторые пункты пропуска были закрыты из-за пандемии коронавируса, но для Китая Монголия помогает обеспечить доступ к ресурсам, необходимым для его экономики и 1,4-миллиардного населения.
"Китай рассматривает свою зависимость от импортных товаров как угрозу национальной безопасности и экономическую уязвимость", - сказал Джулиан Эванс-Притчард, старший экономист Capital Economics.
"Там, где импорт не может быть легко заменен внутренним производством, Китай пытается переключить источник своего импорта на более дружественные страны, такие как Монголия”, – считает он.
Торговые споры Китая с Соединенными Штатами и Австралией, а также предпринимаемые Вашингтоном усилия по сдерживанию деятельности китайских технологических фирм, потребовали от Пекина срочности в диверсификации импорта, особенно ключевых товаров для подпитки своей экономики.
Эванс-Притчард добавил, что уголь и медь являются "ключевыми" для производства электроэнергии в Китае, а также для строительной и инфраструктурной сфер китайской экономики.
Экспорт угля приносит монгольской казне 2,1 миллиарда долларов в год, а поставки медной руды – 635 миллионов долларов. Уголь является источником энергии, а медная руда используется для изготовления проводов и других металлических сплавов.
Страна с преимущественно бедным сельским населением в 3,3 миллиона человек два десятилетия назад превратилась в быстрорастущий источник полезных ископаемых, но ее экономический успех пошел на убыль в связи с замедлением роста валового внутреннего продукта в Китае, считают аналитики.
Около 95% монгольского экспорта поставляется в Китай, который стал крупнейшим по объему производства после вступления во Всемирную торговую организацию в 2001 году. Объем экспорта Монголии в Китай в 2020 году составил 5,4 миллиарда долларов США.
"Основной целью китайского инфраструктурного рывка в Монголии, по-видимому, является расширение возможностей Монголии по поставкам угля и медной руды”, - сказал Эванс-Притчард.
Согласно официальному заявлению, меморандум, подписанный с Китаем, улучшит трансграничные железнодорожные перевозки на пограничном переходе Ганцмод. В то же время обе стороны договорились во время визита Ван И о содействии сотрудничеству в области торговли, инвестиций, добычи полезных ископаемых и энергетики.
Таким образом, Китай наметил стратегию обеспечения самообеспеченности сырьевыми товарами, включая энергоносители, в условиях изменения международных отношений и сбоев в глобальной цепочке поставок из-за коронавируса.
Ожидается, что улучшение железнодорожных перевозок поможет наладить поставки между Китаем и Россией, поскольку они укрепили торговые связи несмотря на то, что западные страны вводят экономические санкции против Москвы.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, около 90% грузовых перевозок между Китаем и Россией проходит через Монголию.
"Учитывая, что большая часть торговли между Китаем и Россией проходит через Монголию, а торговля между двумя странами быстро расширилась в этом году, улучшенная инфраструктура поможет облегчить эту торговлю", - сказал Стив Кокрейн, главный экономист Moody's Analytics по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Инвестиции Китая помогут Монголии отказаться от использования старых железнодорожных систем советской эпохи и грузовых перевозок, сказал Эрик Чанг, младший экономист Moody's Analytics.
Модернизация, в свою очередь, ускорит трехстороннюю торговлю, поскольку "расширение связей, безусловно, принесет пользу всем трем странам", добавил он.
При этом напомним, что Монголия в прошлом месяце начала строительство железной дороги протяженностью 415 км от пограничного пункта Эрлянь в богатую полезными ископаемыми восточную часть страны.
Железная дорога Чойбалсан-Хуут-Бичигт сможет перевозить 25 миллионов тонн грузов в год и свяжет Китай с Россией.