Духи-помощники шаманов тюркоязычных народов Сибири
Мир шаманиста населен множеством духов. Они могут быть как зловредными, так и добрыми, как сильными, могущественными так и слабыми.
Разновидностей их достаточно много. Например, выделяют так называемых «духов болезни». Вот как описывают их сами шаманы:
«Дух гриппа выглядит, как простой червяк. Склизкие жирные малоподвижные. Казалось бы, справиться с ними легко, но не тут то было! Попадается один или два, но большинство спрятались и ждут, когда шаман уйдёт. После того, как он удалил первую партию необходимо вновь погружаться и брать снова и снова, пока никого не останется. Если он сделал всё правильно, то в тот момент, когда удалена основная часть – у больного падает температура, он становится мокрым и сразу же засыпает. Дух инсульта мозга похож на змею. Если больной давно не встаёт – то надо быть очень сильным шаманом, чтобы его вылечить. Но если начать лечить больного на самом раннем этапе, когда Дух инсульта ещё достаточно маленький – то есть хороший шанс остановить или задержать развитие заболевания».
Все культовые действия, которые совершает шаман, и все результаты которых он добивается, также осуществляются при помощи духов, призываемых шаманом к себе в начале каждого камлания. По верованиям якутов, шаманам помогают духи-помощники, приходящие по их просьбам в различных обликах – зверей, птиц, антропоморфных существ и т.п. Духи-помощники могут выглядеть как животные, птицы, насекомые или пресмыкающиеся. В зависимости от того, как они выглядят – можно предположить какой у них характер и какие повадки. Духов-помощников добывают во время путешествий. Шаман чувствует тот момент, когда необходимо идти на поиск духов-помощников. Духи, добытые шаманом, замечательные существа. Очень важно знать имена духов. Эти имена нельзя никому говорить, записывать – тоже не следует. Духи могут защищать шамана от кого угодно и где угодно. Расстояние для них не имеет никакого значения. Шаману необходимо держать свои эмоции под контролем, чтобы, ненароком, не направить своих духов против кого-нибудь. Если шаман ведёт себя недостойно, то духи отворачиваются от него и перестают ему помогать. Лечение без духов-помощников – очень опасное занятие. Но эту стадию, необходимо пройти каждому настоящему шаману, иначе он не оценит и не узнает какова на самом деле сила Духов.
В ряде мифов рассказывается о действиях этих сверхъестественных существ. Например, в одном мифе повествуется о кровожадности духов-помощников шаманки Матрены, которые даже съели, т.е. убили, ее племянников. По якутским поверьям, шаманы устанавливали сверхъестественные самострелы на путях своих противников – шаманов и духов. Такие невидимые орудия имели якобы громадный размер – их тетива тянулась от вершины одной горы до вершины другой. Иногда в мифах утверждалось, что часть своих атрибутов шаман получал от своего духа-покровителя. Например, парню Сабырыкы, дух, призвавший его в шаманы, прислал через ворона с наполовину белой головой рукоятку бубна со всеми металлическими привесками.
Свою личную охрану камы (шаманы) называют панцирем (куjак) или обручем (курчу), так как они обвивают его голову, туловище, руки и ноги. Некоторые из них доставляют жертву божеству или духу, неся сосуды с жертвенными напитками, ведя двойника жертвы, помогают пробраться к божеству или духу, вести с ним диалог.
У каждого шамана есть свои духи, причем неоднородные по составу. Духи делятся на страты. Общими для всех шаманов стали две страты духов: покровители и помощники. Покровители – персонифицированные божествами духи высокого ранга: ульгень и его сыновья, божество огня, хозяева священных гор. Духи-помощники образуют две группы. В одну, под названием тȍс, объеденены предки шамана бывшие при жизни камами. Ко второй группе относятся служебные духи, призываемые перед камланием ударами в бубен.
Эти духи заполняют бубен и сопровождают шамана во время его путешествия в ту или иную сферу Вселенной. Служебные духи бубна (чалулар) составляют реальную силу шамана. Шаман ценит и стремится приумножить этих духов, включая в их ряд предков-шаманов. Личные духи, притянутые шаманом, определяют его культовые и магические возможности. Дать им подробную характеристику невозможно по причине изобилия. У каждого кама они – особенно мелкие, служебные духи в образе зверей, птиц и т.п., – сугубо индивидуальны.
Среди покровителей шаманов выделяется божество огня. У алтайцев оно выступает под именем От-Ана (Огонь-Мать). Это божество вошло в пантеон алтайского шаманизма из наследия древнейших эпох. Алтайские камы начинают любое камлание с чествования и угощения кроплением От-Ана, обращаясь к ней с призывами. Шаманы просят От-Ана дать помощников и спутников в предстоящих странствиях камлания и всегда получают эту помощь.
От-Ана выступает также как посредник между камом и божеством более высокого ранга. Но Огонь-Мать не является слугой шамана. Она их покровительница и лишь в этом качестве оказывает камам помощь. Божество огня помогает шаману, если он почитает его, приносит жертвы, беспрекословно слушается. Но оно может пойти и на карающие действия, наказывая за непочтение, пренебрежение и особенно осквернение.
К высоким покровителям, помогающим шаманам, относятся и хозяева священных гор. От них шаманы получают свои бубны. Им устраивают специальные моления-камлания. К ним обращаются с различными просьбами о благополучии роду, улусу, отдельным людям.
Среди духов-помощников алтайских шаманов выделяются духи-предки самих шаманов. От них камы получают шаманское призвание и шаманский дар, передаваемый по наследству. Если у алтайца проявляются признаки шаманского призвания – о нем говорят: «Тоси (духи предков) наступают, давят». Культ шаманов-предков обеспечивает преемственность шаманизма и объясняет механизм появления и становления шаманов.
Тоси умерших шаманов, как и духи-хозяева гор и вод, лесов и долин, зверей и птиц, относятся к категории земных духов, ибо после смерти двойники шаманов не переселяются в страну умерших, а остаются на земле. Двойник умершего шамана отправляется к своему ару тос (чистому тосю) под покровительством которого он находился при жизни. Чаще всего это священная гора, от которой умерший шаман получил свой бубен.