Обличия хакасского злого духа – айна
Согласно хакасским народным представлениям айна, злой дух, имеет различные обличия.
Нередко его можно было встретить в виде домашних животных, зловредных людей (иногда даже – детей), в виде природных явлений – вихря. В частности, встречается зооморфное воплощение этого духа. Например, считаетс что айна может принять облик птицы (черного петуха) и нести смерть сельчанам. Нередко айна оказывается черной собакой, которая также несет болезнь или даже смерть.
В других случаях айна принимает антропоморфное, нередко детское обличье. Согласно хакасским мифам, встреча с айна часто происходит у охотников, находящихся в тайге, как правило, в лунную ночь. Дух показывается в виде маленького мальчика, который грозит охотнику смертью. От негативного воздействия человека спасает смелость и находчивость. Охотник использует традиционный способ уничтожения айна – нижнюю пуговицу рубашки, используемую в качестве пули.
Характерной чертой айна является невидимость. Согласно традиционным представлениям, одним из любимых мест их обитания является овраг. По старинным хакасским поверьям, овраг, как и нора, являлись входом в Нижний мир. Айна всеми способами, чаще при помощи обмана старается заманить туда человека. Попав в овраг, человек нередко может услышать голоса незнакомых людей и почувствовать рядом с собой хаотичные передвижение айна. При этом они остаются для него невидимыми. Спасением от айна является начертание круга, в центр которого должен встать человек и переждать некоторое время.
Традиционно, хакасы приписывали некоторым частям пространства постоянную связь с иным миром. К числу самых опасных мест, в первую очередь, относятся заброшенные, нежилые дома – ээн тура. По народным поверьям считается, что там обитают айна, встреча с которыми принесет людям несчастье. До сих пор старые хакасы говорят, что лучше переночевать на кладбище, чем в заброшенном доме.
Помимо заброшенных домов, алтайцы остерегались проезжать и в некоторых местах, которые отличаются своей неестественностью, аномальностью. По рассказам пожилых хакасов, местом обитания айна мог стать любой уголок, не входящий в «сферу влияния» духов-хозяев местности. Как правило, такое место в традиционном сознании соотносилось с растущими там деревьями неправильной формы. Хотя не всегда удавалось определить такое место по внешним маркерам. В таких случаях, прислушивались к совету стариков, иначе могло произойти несчастье.
В традиционном сознании хакасов, посмертная душа человека – узут, порой сливается с духом айна. Считалось что, оставшись в Среднем Мире, она причиняет людям различные несчастья и болезни. Качинцы считали, что человек после смерти блуждает в течение сорока дней между могилой и юртой, т.к. еще не знает о своей смерти. Такого человека называли эбэртых. Если он приносил беспокойство, то по просьбе родственников шаман «отправлял» его в мир умерших». Но и после ухода в страну мертвых души не всегда оставляют живых в покое. Они носятся по земле в виде вихря и могут схватить душу подвернувшегося на их пути человека.
Айна, как и узут у хакасов нередко представлялся в образе вихря – хуюн, который уносил человеческое счастье. Хакасы всегда осторожно относились к вихрям. В случае, когда вихрь касался человека, то ему необходимо было отряхнуться. По хакасским поверьям это делалось для того, чтобы нечистая сила, несчастье не прицепилось к человеку, и обошли его стороной. Пожилые хакасы до сих пор говорят: «Хуюн ол айна, кiзiнiн худы хап апарча, анан кiзi ол парча» – «Вихрь – это черт, когда он похитит у человека душу, то потом тот умирает».
Хакасы выработали способ обнаружения и нейтрализации айна. Для этого необходимо было посмотреть на вихрь под локтем согнувшейся руки. По народным представлениям, таким образом можно увидеть айна, в виде человека, который находится в центре этого вихря. Можно наблюдать за тем, как он передвигается. Для того чтобы обезопасить себя, рекомендовалось плюнуть на него несколько раз, и бросить в него нож. Считалось, что если удачно в него попадешь, то из вихря начинала капать кровь.
Таким образом, в картине архаичного мировоззрения хакасов большое место занимали зловредные духи – айна. Они обладали негативными качествами, несли в себе злое начало. Хакасы представляли айна как существа, наделенные способностью появляться как в зооморфном (животного или птицы), так и в антропоморфном (человеческом) образе. В представлениях хакасов “узут” или посмертная душа человека, появившаяся в мире живых людей, становилась айна.