Монгольский феномен
Что помогло монголам добиться столь многого?
Интригующая история о монгольском народе и его расцвете в период 1206-1260 годов может считаться одной из самых необычных глав мировой истории.
Жителей собственно Монголии в наши дни насчитывается не более трех миллионов человек. Великую Монгольскую империю, как известно, основал Тэмуужин, более известный потомкам как Чингисхан, а затем его потомки правили империей,на территории которой проживало более 100 миллионов человек.
Известно, что воинственные народы, проживавшие на территории Азии, периодически отправлялись в завоевательные походы.
Этот факт интересен тем, что указывает на врожденную склонность старой культуры Внутренней Азии постоянно и мощно влиять на мир.
Как и следовало ожидать, попытки объяснить такую картину повторяющихся нападений на соседние цивилизации часто предпринимались как историками, так и политологами. Эта модель может быть частично объяснена особенностями кочевой экономики, которая характеризуется отсутствием способности накапливать экономические/материальные излишки. Учитывая это условие, периоды трудностей могли предшествовать вторжению в соседние государства, чтобы получить то, что хотели кочевники.
Климатические условия в тринадцатом веке были особенно благоприятными для роста степной растительности, что создавало возможности для расширения. То же самое относится и к политическим объяснениям.
Даже принимая во внимание колебания политической и военной мощи в великих цивилизациях Китая и Персии, которые предположительно оказывали поддержку монголам, мы сталкиваемся с тем фактом, что независимо от того, концентрируем ли мы свое внимание на климатических или политических факторах, чтобы объяснить необъяснимое извержение агрессивной энергии, которая позволила монголам Чингисхана выполнить свою великую работу, которая была беспрецедентной по масштабу, мы все еще должны признать, что сопоставимые условия существовали на протяжении тысячелетий, но Тэмуужину потребовались способности вдохновить монголов на их выдающиеся достижения.
Но чрезмерная концентрация на материальных факторах не может объяснить причины, по которым монголы коллективно наделены феноменальными способностями, позволившими им сыграть свою историческую роль, и не может объяснить, какие силы действовали в действительности.
Окружение, в котором жил Чингисхан, существовало тысячи лет, но только с ним и его эпохой произошло объединение всех монголов и пришло общее чувство цели, достаточно сильное, чтобы положить конец непрекращающемуся соперничеству и неорганизованной войне, которая раньше была настолько серьезной, что истощила их ресурсы и силы, сделав любые устойчивые, совместные действия невозможными. Это великое достижение не зависело от материальных факторов.
Далее, духовная сила и твердое намерение, присущие Чингисхану и его современникам, а также почитание Чингисхана среди монголов и других народов не поддаются рациональному объяснению.
Самое главное: монголы несли в завоеванные земли богатое духовное наследие, насчитывающее тысячи лет, основной составляющей которого был тесный контакт с суровой, чрезвычайно изменчивой и непредсказуемой, но порой изящно красивой монгольской природой. Религия монголов была синтезом высокоразвитых элементов даосской и буддийской мысли, переплетенных с местными анимистическими идеями Внутренней Азии и шаманскими практиками, существовавшими на протяжении нескольких тысяч лет.
Шаманы с их практиками здесь играли решающую роль в качестве связующего звена между физическим и духовным царствами. Свидетельства этого долгое время были доступны в исторических записях, кроме того, это все больше подтверждается археологическими исследованиями.
Монголы знали об этом издревле и несут в себе это знание по сей день: любое мировоззрение, идеология, система верований, проявлений или явлений во Вселенной является правдой в том смысле, что оно верно и применимо в конкретной области применения. Следовательно, Истина должна быть найдена во всем.
Учитывая, что гармонизация Человека и его способностей с другими силами в Космосе имеет решающее значение для использования потенциалов и благополучия, шаманские традиции монголов могут указать путь к чему-то важному.
Поэтому тенгрианство до сих пор живет среди монголов.
То, что европейская цивилизация по ошибке интерпретировала как «примитивность» и «варварство» монголов, является выражением огромной способности этого народа жить не против Природы, а в сотрудничестве с ней.
Из-за чрезмерного акцента на рациональное мышление современая цивилизация в значительной степени утратила эту драгоценную способность, но ее необходимо вернуть, иначе последствиями отчуждения от Природы будут катастрофы, которые уже не раз случались в мировой истории.
Интеллект предков монголов не имел равных в 13-ом веке, и хотя их европейские современники ничего не знали о монголах, Субэдэй, величайший полководец Чингисхана, накопил огромные знания о Западе, вплоть до семейных связей правителей России и Западной Европы.
Они пригодились во время европейской кампании монголов 1236-1242 годов. Только преждевременная смерть сына Чингисхана и первого преемника, Өгөдэя, помешала монголам продолжить свои приключения в христианском мире.
Когда процессы дегенерации и разрушения больше не были уравновешены людьми с самым высоким внутренним достоинством и целостностью, начался процесс разрушения Монгольской империи, и к 1260 году, всего через тридцать три года после смерти Чингисхана, монголы вернулись к старым привычным междоусобицам и империя распалась. Это горькая история монголов, но о ней не следует забывать. Наоборот, только учась на своих ошибках, монголы смогут вновь подняться.
Иными словами, духовное основание, внутреннее содержание монгольского феномена, снова будет принесено в мир, чтобы его могли получить все, кто к нему относится или чувствует близость к нему.