Время собирать камни
Недавно произошло без преувеличения историческое событие. В этот день не просто был создан Евразийский экономический союз. В этот день закончилось междувременье, которое наступило после распада СССР в 1991 году и начался процесс новой интеграции евразийского пространства. Эта интеграция шестая по счету за последние полтора тысячелетия, если верить евразийскому историку Георгию Владимировичу Вернадскому, который открыл закон периодического государствообразования на территории срединной Евразии. Согласно ему сами географические условия срединной Евразии (примерно совпадающей с территорией СССР) и комплементарность культур живущих здесь народов приводят к тому, что после распада большого государства, занимающего эту ойкумену, вскоре возникает новое, схожее государство, иногда под началом другого народа, иногда — того же самого.
Первыми эстафету собирания Евразии понесли скифы и гунны, за ними — монголы, с XIV столетия началась эпоха русских евразийских империй, затем после распада империи в 1917 году ее пространство собрали большевики. Теперь наступила очередь новой интеграции и она, как видим, — не прихоть отдельных политиков, а властное веление самого духа евразийской истории.
Очевидно, что дело не ограничится одними лишь экономическими взаимосвязями, хотя в силу известных причин сами архитекторы этой интеграции — главы государств, вошедших в ЕЭС, на этом стараются не заострять внимание и, более того, порой заявляют обратное. Объединение экономик трех постсоветских республик не может не предполагать и элементов политического администрирования всей территории. Такие структуры уже существуют, только они еще не заработали в полную мощь. Это и Межпарламентская ассамблея стран — участниц ЕврАзЭс, и Межгосударственный Совет, и Интеграционный комитет, и ОДКБ, и структуры в рамках Союза России и Беларуси. Причем, как верно заметил белорусский аналитик Алексей Дзермант, опыт существования Союзного государства России и Беларуси показал эффективность именно такой «симбиотической», а не унификационной модели.
Действительно, трудно спорить с тем, что Евразийский Союз (уже без приставки «экономический») должен стать межгосударственным образованием на базе общей экономики, напоминающем Евросоюз. Этот вид интеграции в гораздо большей степени учитывает интересы всех государств и всех народов нашего региона. Проект евразийской интеграции в этом смысле — хорошая альтернатива националистическому проекту собирания всех русских в одном государстве, сторонники которого хотели бы, скажем, отторгнуть от Казахстана северные районы, в которых большинство населения (более 49 процентов) составляют русские. Парадокс ситуации состоит в том, что даже если националистический проект воплотится в жизнь, своей цели он все равно не достигнет. В республиках Центральной Азии и помимо Казахстана проживает около двух миллионов русских, да и в самом Казахстане в северных районах живет лишь около 300 тысяч из более чем трех миллионов всего русского населения республики. Таким образом, собрать всех русских в одном государстве все равно не удастся. При этом положение русских, оставшихся за пределами националистической России, в Азии, конечно, ухудшится. И Казахстан, и другие государства Центральной Азии, очевидно, в этом случае охладеют по отношению к Москве. Вместе с тем в рамках Евразийского Союза действительно возможно воссоединение русского народа, ставшего разделенным после 1991 года, и без тех издержек, которые несет националистический проект.
История показывает — эпоха национальных государств заканчивается. Во всех регионах мира — и в Европе, и в исламском мире, и в Латинской Америке наблюдаются тенденции к созданию наднациональных образований (в Европе они уже привели к созданию ЕС). Вместе с тем возврата к былым империям тоже не происходит. Новые квазиимперские союзы предполагают наличие пусть ограниченного, но все же суверенитета входящих в них государств (как в ЕС). В этом же направлении, думается, должна идти и постсоветская Евразия. Националистические и уж тем более этнонационалистические амбиции, актуальные в XIX веке, в эпоху «весны народов», но явно запоздалые в начале XXI века, как показал пример Украины, ни к чему хорошему не приведут.
Справка
Рустем Вахитов, кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета.