О Евгении Хамаганове: «Даа…ребята, умер Человек. Эпоха уходит»
Александр Махачкеев о жизни и смерти известного журналиста и общественника, а для многих просто - Жене.
На прошлой неделе не стало Евгения Хамаганова, известного бурятского журналиста и правозащитника. Гражданская панихида прошла в Доме печати. На церемонии прощания присутствовала наиболее активная и известная часть представителей республиканских СМИ, друзья и соратники покойного. А на легендарном сайте Buryatia.org появилась надпись в траурной рамке: «16 марта ушел из жизни основатель сайта Евгений Хамаганов (Гыук)».
СБН (Сайт бурятского народа) он сделал в апреле 2000 года, будучи студентом в Иркутске. Тогда шло бурное развитие интернета, и очень быстро СБН стал местом общения сначала в основном бурятской студенческой молодежи в Москве, а затем и бурят со всего мира, в основном интеллектуалов. На форумах сайта обсуждались любые темы, от политики до поэзии и секса. СБН еще раз подтвердил слова Ленина: «Газета не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» и из дискуссий на его форумах выросла плеяда активистов бурятского национального движения. Одним из лидеров этой волны и стал Евгений Хамаганов, ставший к тому времени культовой фигурой среди форумчан СБН. «С виду этот скромный молодой человек немного напоминает молодого Фиделя Кастро в азиатском варианте. Все время ходит в одежде цвета хаки и, кажется, временами отращивает бороду. В глазах Гыука, основателя сайта Buryatia.org, тоже есть нечто революционно-заговорщическое», - писала тогда журналистка «ИП» Нана Бадуева, сыгравшая немаловажную роль в его жизни.
Непосредственным толчком для движения послужил процесс губернизации. К тому времени энергия первой волны постперестроечного национального движения уже угасла. Напомню, что в 90-х наиболее активно проявили такие тогдашние бурятские радикалы, как Владимир Хамутаев, Петр Шаблин и Игорь Пронькинов, создатели Бурят-монгольской партии и движения «Нэгэдэл». Более умеренными и реалистичными лидерами той эпохи были создатель Конгресса бурятского народа Евгений Егоров и вице-президент ВАРКа Бато Баяртуев.
К середине нулевых им на смену пришло поколение Хамаганова, родом из CБН: Николай Цыремпилов, Дорж Цыбикдоржиев, Раджана Дугарова, Дорж Дугаров и другие. Сначала их ячейкой стала РОМУ (Региональное объединение молодых ученых), а затем движение «Эрхэ». В целом, они ориентировались на либеральный национал-патриотизм. «Мы смотрим на Запад, но не хотим в нем раствориться, - говорил Евгений Хамаганов. - В то же время мы не придерживаемся сепаратизма, и никто не говорит о некоем выходе из состава РФ». Движение было на гребне волны против ликвидации самостоятельности Усть-Орды. Однако население проголосовало за альянс, и это был брак по расчету.
В кампании по Аге они не участвовали, кроме рассылки писем жителям округа с призывами голосовать «против». Агинцы не принимали активного участия в общебурятской политике и в тоже время не допускали вмешательства в свои собственные дела, а на референдуме 2007 года сами решили свою судьбу.
С присоединением округов исчез сам импульс для серьезной политической активности. Одновременно был ликвидирован Конгресс бурятского народа.
Нужно было направить энергию движения в другое русло, от защиты коллективных прав бурят перейти к продвижению универсальных демократических ценностей. Следствием чего и стало вступление Евгения Хамаганова в партию «Яблоко».
К затуханию национально ориентированного движения привела и общая ситуация в Бурятии и в стране, сама логика развития этнополитического процесса. Буряты - образованная и конкурентоспособная нация, достаточно представлена как в бизнесе, так и на всех уровнях власти: от муниципальных до высших федеральных. Сейчас и речи нет о соблюдении «национального паритета». В Народном Хурале большинство депутатов - это буряты, и они обсуждают все главные сугубо национальные проблемы. Поднимаются они и в Государственной Думе, и в Совете Федерации РФ. А роль модератора по решению проблем развития языка, культуры, скотоводства и т.д. взяла на себя Буддийская Сангха. Дополнительный вес словам и действиям Хамбо ламы Аюшеева придает возможность его прямого обращения в Кремль. Другими словами, «бурятский национальный вопрос» решается сейчас в рамках общероссийского процесса постсоветской модернизации.
P.S. Одна из записей на СБН под сообщением о смерти Гыука – гласит: «Даа…ребята умер Человек. Эпоха уходит». Он еще при жизни создал памятник самому себе и навсегда останется, как шутили его друзья, «отцом СБН». Прощай, Евгений…
Источник: burunen.ru
В сюжете: Евгений ХамагановГыукСБН