"Тяжёлый люкс" Богдо-гэгэна VIII
Тибетский аристократ, ставший монгольским тулку, интересен тем, что после него осталось: он отличался широким кругозором и был известен своей любовью к собирательству.
В тибетском буддизме существует социально-религиозный институт, основанный на особой системе реинкарнации, - тулку. Тулку называют высших лам традиции гелуг. В Тибете это Далай-лама и Панчен-лама, в Монголии - Богдо-гэгэн.
- Первым монгольским Богдо-гэгэном стал великий скульптор и политический деятель Дзанабадзар (1623-1735). Далее этот институт развивался и взаимодействовал как с тибетскими тулку, так и с цинским правительством.
- В 1636 г. маньчжуры захватили Внутреннюю Монголию (к югу от пустыни Гоби) и этот регион был включен в состав Цинской империи в качестве “внешнего вассала”. В 1691 г. Внешняя Монголия (к северу от пустыни Гоби) также была включена в состав Цинской империи в статусе “наместничества-протектората” (Думан, 1977, с. 141; Тихвинский, 1982, с. 136).
- В Монголии буддизм получил широкое распространение в конце XVI в. В 1578 г. состоялся визит Далай-ламы III к южно-монгольскому Алтан-хану, после чего был выпущен манифест, запрещающий все небуддийские культы, и был построен первый крупный буддийский центр Эрдени-Дзу (Альфонсо, Кореняко, 2015, 72-74).
- 1 декабря 1911 г. Внешняя Монголия провозгласила независимость страны. Лидером монгольской буддийской сангхи и теократическим правителем свободных от цинов монгольских земель стал Богдо-гэгэн VIII (1869-1924).
Сказать, что ему повезло в жизни, пожалуй, значит, промолчать. Нгаванг Лосанг Чойкьи-ньима Тэнцзин Вангчук (Вайли Ngagwang Lobzang Chokyi Nyima Tenzin Wangchug) родился в знатной тибетской семье и рос во дворце Потала, резиденции Далай-ламы.
Его опознали в качестве перерождения Богдо-гэгэна VII (1847-1869). В возрасте 6 лет он прибыл в Ургу (ныне - Улан-Батор). Там его имя зазвучало уже по-монгольски коротко и ясно - Агваанлувсанчойжиннямданзанванчүг.
Этот тибетский аристократ, ставший монгольским тулку, интересен тем, что после него осталось: он отличался широким кругозором и был известен своей любовью к собирательству.
Его, выросшего в далёкой от промышленной революции Лхасе, интересовала техника. Богдо-хан славился своей любовью к механизмам и не скупился на покупки всевозможных "гаджетов" своего времени. На самом известном своём портрете кисти Балдугийна Шарава (1866-1939) тулку изображён с часами.
Портрет, в свою очередь, списан с фотографии.
Тот, кто всё-таки купил слона. Дворец Богдо-гэгэна (Улан-Батор). Источник
То же самое касается минералогических редкостей и произведений искусства - его, видевшего роскошь Поталы, интересовали раритеты и лучшие образцы ремёсел.
Нередко Богдо-хан утрачивал интерес к приобретённым и подаренным ему вещам и сдавал их на хранение в дворцовый "музей поля чудес". Кладовой Богдо-хана заведовал хранитель.
В 1920 г. путешественник и литератор Антоний Фердинанд Оссендовский (1878-1945) находился в Урге вместе с бароном фон Унгерном (1885-1921). В своих путевых заметках он писал:
"Во время моего пребывания в Урге я неоднократно посещал дворец Живого Будды, беседовал с ним и наблюдал его жизнь". (с) Оссендовский, 2005, с. 250.
И вот, как он описывал увиденное во дворце Богдо-гэгэна VIII:
"Автомобили, граммофоны, телефоны, хрусталь, фарфор, картины, духи, музыкальные инструменты, редкие звери и птицы — слоны, медведи с Гималаев, обезьяны, индийские змеи и попугаи, — все это в разное время находилось во дворце «Бога», но все это он поочередно оставлял и предавал забвению.
В Ургу прибывают паломники и приносят дары со всего ламаистского и буддийского мира. Хранитель драгоценностей дворца, почтенный Балма-Дорын, повел меня однажды в большой зал, где хранятся приношения верующих. Это единственный в своем роде музей драгоценностей. Там имеются редкостные вещи, совершенно неизвестные европейским музеям.
Открывая шкаф с серебряным замком, хранитель сказал мне: — Здесь вы увидите слитки чистого золота, полученные с Бей-Кема, черные соболя с Кемчина, а также чудотворные оленьи рога.
Вот эта шкатулка, присланная орогонами, содержит драгоценные корни женьшеня и благовонный мускус. Это вот кусок янтаря с берегов «замерзшего моря», весящий 124 лана (около 10 ф.). Здесь алмазы из Индии, благовонный цибет и резная слоновая кость из Китая.
Он долго рассказывал мне о разных хранящихся здесь предметах, и на самом деле то, что я здесь видел, достойно было удивления.
Передо мной мелькали редкие меха — белый бобер, черный соболь, белые, голубые, черные лисицы (песцы) и темный, почти черный барс; тут же стояли коробочки из черепахи с чудесной резьбой, в которых хранились хадаки из тонкой, как паутина, индийской шелковой ткани, длиною 10—15 метров; около них находились маленькие мешочки из золотых нитей, в которых лежали жемчуга, подарки индийских раджей, и драгоценные кольца с сапфирами и рубинами из Китая и Индии; большие нешлифованные алмазы, слоновые клыки, украшенные золотом, жемчугом и бриллиантами; роскошные одеяния, вышитые золотыми и серебряными нитями; моржевые клыки с барельефной резьбой — работой примитивных художников с берегов Берингова пролива и масса других предметов, которых я не в состоянии описать".
(с) Оссендовский, 2005, с. 251-252.
В воспоминаниях Оссендовского можно найти объяснение интереса Богдо-гэгэна VIII к ценностям материальной культуры Запада. Цитируя тулку, он пишет:
"— Урга — старое гнездо буддизма... Вместе с Чингисханом двинулись калмыки и олеты для завоевания Европы. Они пробыли на чужбине почти четыреста лет, живя в русских степях. Позже, по зову желтых лам, они вернулись в Монголию для борьбы против царей Тибета и лам ордена красных шапок, угнетавших народ".
(с) Оссендовский, 2005, с. 258.
Богдо-гэгэн VIII был тулку, линия перерождений которого начиналась от Дзанабадзара, представителя знатного монгольского рода. Поэтому он мог считать себя монголом.
Также тулку относился к школе гелуг. Далай-лама V (1617-1682), лидер школы гелуг, воевал со школой кагью (те самые "красные шапки") не на жизнь, а на смерть и одержал победу.
Так школа гелуг стала доминирующей традицией тибетского буддизма. Особую помощь в этом противостоянии оказал лидер западных монголов Гуши-хан (1582-1655).
"Богдо хлопнул в ладоши. Один из его секретарей вынул из красного мешочка большой серебряный ключ. Живой Будда открыл им ларец для печатей и достал оттуда маленькую резную коробочку из слоновой кости, в которой находилось большое золотое кольцо с большим рубином с выгравированным на нем знаком свастики.
— Это кольцо Чингисхан и Кублай-хан носили всегда на правой руке, — объяснил он".
(с) Оссендовский, 2005, с. 259.
В 1912 г. в Урге было подписан договор, согласно которому Россия признала Внешнюю Монголию отдельной от Китая страной и установила над ней протекторат. Разумеется, для существования независимой Монголии под управлением высшего ламы этого оказалось недостаточно.
Впоследствии Богдо-хан был лишён власти и часть его сокровищ была утрачена. В настоящий момент коллекцию монгольского тулку можно увидеть на том же месте - его дворец, построенный в 1893-1903 гг., стал музеем и там сохранено то, что дошло до наших дней с тех времён, когда любознательный Богдо-гэгэн VIII собирал редкости.
Например, чучела экзотических животных.
Cреди "механических чудес", которыми пользовался Богдо-гэгэн VIII и его супруга, были музыкальные кресла. Буквально: вы садитесь и звучит музыка. Они были подарены монгольскому тулку российским императором Николаем II.
Ранее государю уже доводилось принимать подарки от высшего ламы традиции гелуг.
Эти троны подчёркивают особый статус Богдо-гэгэна, который считался "живым Буддой", а его супруга была провозглашена земным воплощением дакини - просветлённым существом женского рода. Одна из функций дакини - подвергать испытаниям того, кто стремится к духовному развитию, и передавать знания в том случае, если страждущий достоин.
В живописи Богдо-гэгэн VIII изображается в ханской меховой шапке, украшенной ваджрой, - буддийским атрибутом, символизирующем нерушимость ума и Учения.
И этот уникальный головной убор, подбитый мехом чернобурой лисицы, который сочетает в себе элементы кочевой истории монголов и буддийскую реликвию, также находится в экспозиции дворца.
Ещё там представлена шуба Дзанабадзара из чернобурой лисицы.
В целом можно отметить, что обстановка дворцовых помещений монгольского тулку изобиловала произведениями китайского, тибетского и монгольского декоративно-прикладного искусства, среди которых можно обнаружить как предметы повседневного быта, так и буддийские святыни.
Самое поразительное из дошедших до нас сокровищ Богдо-гэгэна VIII - это образец самого "тяжёлого люкса" из всего, что только можно вообразить.
Вы думаете, леопардовая шуба или леопардовый принт в одежде, обуви и аксессуарах покажет окружающим, насколько вы обеспечены?
То, чем владел Богдо-гэгэн VIII, - это неподъёмный люкс он даже в дверь не пройдёт. Знакомьтесь: роскошная и неповторимая леопардовая юрта.
150 шкур редких и неуловимых снежных леопардов пошли на то, чтобы молодой тулку отпраздновал своё 25-летие. Юрта была подарена ему одним из представителей монгольской знати.
Известно то, что Богдо-гэгэн имел обыкновение в определённые периоды медитировать в ней в течение 10 дней. Внутри юрты, в соответствии с традициями, находится буддийский алтарь.
Но, надо сказать, это не единственный пример недосягаемой монгольской роскоши. Ранее у Гуши-хана (1582-1655) была тигровая юрта со вставками из леопарда.
Поэтому неудивительно, что драгоценная юрта Гуши-хана в итоге осела во дворце Потала в Лхасе, где хранится в настоящей момент.
Фото: Кабинет Востоковеда
Источник: Кабинет Востоковеда
В сюжете: МонголияламаБогдо-гэгэнбуддизмбуддисты