Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
14 июня 2024 2338

Зор: «Пока есть огонь, надо его жечь»

Зор: «Пока есть огонь, надо его жечь»

Автор: Анастасия Зольникова

Бурятский музыкант о своем извилистом пути к народной музыке, традициях и подходах кочевников, разнице между степными и горными песнями и разговорах о том, что этническая музыка вот-вот все взорвет.

Реклама

Бурятский музыкант Зор (полное имя Зоригто Батоцыренов) на всех инструментах учился играть сам, в том числе и традиционных — в чем есть и плюсы, и минусы. Плюсы более-менее очевидны (сразу понятно, что перед нами человек, по-настоящему горящий своим делом), а вот минусы встречаются и неожиданные — с точки зрения старых мастеров, к примеру, занимающихся сохранением национальных музыкальных традиций, играет Зор совсем неправильно.

При всем уважении к старым мастерам, отметим, что для сохранения в любой традиционной культуре подлинного дыхания жизни нужны не только те, кто будет прилежно слушаться старцев и воспроизводить все так, как они научили, но и те, кто, вдохновляясь этим, будет расширять пространство музыкальной культуры, сочинять и петь свое, но выращенное на той же самой почве.

«ДА ЗАБЕРИТЕ У НЕГО ИНСТРУМЕНТЫ!»

- Такой детский, наивный вопрос для начала: почему сейчас ты играешь то, что играешь?

- Я для себя придумал, что это Небо. Кровь и Небо. Я же до этнической музыки почти 40 лет играл блюз, и у меня было пять или шесть ключевых встреч с людьми. Все перечислять не буду, но один человек был из Словении — его звали Исток, он такой разбойник, пират настоящий. Взял в Словении свой старый Land Cruiser и поехал в Тибет, остановился у нас. Услышал нашу репетицию, подошел ко мне и говорит: «А зачем ты это играешь?» Я говорю: «Ты что, это же блюз, это великая музыка!» Он говорит: «Ты в зеркало на себя вообще смотрел? С ума не сходи!» (хохочет).

Думаю, ну ладно, хорошо. Потом была еще одна встреча: «Зорик, а почему бы тебе не поиграть национальную музыку?» А потом настал момент, когда я вообще не мог никакую музыку слушать — ни классику рока, ни фанк, ни джаз, гитарную музыку вообще терпеть не мог, любую. Если там гитара, барабаны — все, не могу. И вдруг наткнулся на музыку группы Tinariwen — это туареги из Мали. И, блин, так они же поют песни иркутских бурят! Я сам не иркутский, а восточный, тут есть небольшая разница, но они поют бурятские песни! Вот это была последняя капля. Все! Я убрал гитару, взял нормальные инструменты и стал на них учиться играть.

- Я же правильно понимаю, что ты учился играть сам на всем? И на гитаре, и на всех остальных инструментах?

- Да.

- Есть же ансамбли, которые выступают во дворцах культуры с национальной программой. У тебя с ними бывают какие-то пересечения?

- Нет.

- Нет ощущения, что вы одно дело делаете, просто с разных сторон?

- Там так: часть исполнителей народной музыки, особенно кто постарше, про меня говорит: «Да заберите у него инструменты: он же неправильно играет!» В исполнительском мастерстве есть понятие подачи, звукоизвлечения — все это важно. А меня же никто не учил, поэтому, например, звуки, которые я ужасно люблю, в классической школе — это просто брак. Да такой, что за это надо бить линейками и ставить коленями на горох. Люди старые, с опытом, всего этого не приемлют. А молодые, которые учатся, говорят: «Блин, да это взрыв мозга! Зоригто, ведь вы же делаете то, что никто не делает вообще! Как это здорово!»

- Почему такая разница восприятия?

- Понимаешь, музыка кочевников... Люди-то остались такие же, как были. Были кочевники, а мы просто их потомки. Если бы наши предки услышали, как играет Джимми Хендрикс, они бы сказали: «Воу, вот это вообще... Я тоже буду это использовать». И я просто кочевник, который слышал, как играет Джимми Хендрикс, вот и все. И молодые тоже слышали.

- То есть точно воспроизводить, что и как когда-то игралось, — это в некотором смысле просто реконструкция?

- Да, и пусть это обязательно будет. Что-то вечное должно быть. Слава богу, что есть хранители, носители исконного, и это очень хорошо. Просто я сам немножко по-другому играю, вот и все.

- Получается, ты не просто воспроизводишь бурятскую музыку — ты на своей волне.

- Естественно. Я за жизнь переслушал очень много музыки. Практически всю музыку вообще, всех жанров. А сейчас, как металл, набрал всяких разных примесей, и потом потихоньку что-то выковывается, от этих примесей начинает избавляться. Сейчас со мной происходит такой процесс. Я прихожу потихоньку к каким-то формам.

- Нельзя сказать, что твоя музыка уже сформировалась?

- Нет, конечно. Я бы даже сказал, что еще только учусь играть. Я все еще учусь, но я чувствую, что осталось немножко, и смогу уже ни с кем не здороваться (хохочет). Да, и это не означает, что придут слава или деньги. Нет, это только мое внутреннее ощущение.

«ЧЕГО ПРОСТО ТАК СИДИМ? ДАВАЙ ЧТО-НИБУДЬ ЗАПИШЕМ»

- Еще один глупый вопрос — вот, слушай, тюркский мир, он же огромный, у всех свои особенности. В чем фишка бурятской этнической музыки? В чем ее отличие от другой тюркской этнической музыки?

- Это не то что глупый, это слишком большой вопрос. Ну, в общем, бурятская народная музыка близка к монгольской, но географически и эмоционально они отличаются. Ритмически у всех все строилось, естественно, на лошади. Лошадь — это первый барабан кочевников. Но в степи люди вообще никуда, никуда не торопятся. Там никогда ничего внезапно не случается: дождь неожиданно не придет. Смотришь вдаль — и где-то что-то красивое видишь. Или увидел всадника на коне — и он еще далеко-далеко. И, пока он подъедет, ты все про него узнаешь. Украшения смотришь, наряд, и, если нормально это читаешь, сразу понимаешь, кто перед тобой, женат не женат и так далее. И речь такая тоже неторопливая, спокойная, размеренная.

А у людей из горных районов гора перед глазами стоит. Поэтому у них все рядом, все прямо тут происходит. Действуют они быстро, потому что в горах меняется все очень быстро. Они сами быстрые — песни у них такие же. Монгольские песни — «О-о-о-о» затянул, и все, полетел, как облако. А песни людей из гор быстрые. Все на самом деле очень разные. Вот калмыцкая музыка вообще третья, хотя калмыцкий народ — тоже монголоязычная группа. Но у них ритм всегда — это ритм конной атаки. Это их бытом, их жизнью обусловлено: они всегда воевали и были окружены врагами со всех сторон. Всегда были в действии, в тонусе. Поэтому и музыка у них такая боевая.

- Я слышала, что альбом, за который ты получил последнюю награду — Russian World Music Awards, — ты записывал в домашней студии в гостях у друзей. Правду говорят?

- Да. Легендарный Евгений Ткачев, бывший барабанщик [тувинской группы] Yat-kha, два раза в год выбирается из своей деревни прокатиться. Во время совместной поездки по местам его, скажем так, боевой рок-славы мы с ним поиграли в Новосибирске и поехали в Красноярск тоже концерт давать. Концерт отыграли, сидим дома у друзей-музыкантов. У него до поезда шесть часов, у меня — восемь, мы сидим. Я говорю: «А чего просто так сидим? Давай чего-нибудь запишем?» Взяли и записали. Послушали и сказали, мол, да, вот так оставляем.

- Потом вы его выпустили, и он попал в некий топ?

- Есть площадка Russian World Music Awards. Они объявили конкурс: присылайте треки — международное авторитетное жюри выставит оценки. Им прислали 120 или 130 треков со всей страны, и эти наши записанные дома треки стали шестыми.

- Круто! У тебя часто вообще бывают такие спонтанные истории?

- Случается. Все незапланированное получается каким-то фантастическим образом. Когда улавливаешь что-то такое — движение планет или энергий, не знаю, — все случайно получается, и как-то сразу хорошо. В молодости казалось, что все слишком медленно, потом в средние годы — что как-то все быстро, а сейчас вообще какая-то суматоха, потому что у меня дети и они живут в своем режиме. Школа какая-то не такая стала — почему в школе такая нервотрепка, вечная гонка куда-то? Это очень раздражает. Современное течение времени раздражает.

- Слушай, мне кажется все-таки, чем глубже в Сибирь, тем лучше с этим делом все обстоит.

- Ну, здесь да. Здесь никуда не торопятся, здесь спокойно все. А еще дальше — еще лучше. Мне в этом плане нравится монгольское времяисчисление: «Да куда бежишь? Посиди: чаю попьем; все завтра, завтра; садись: попьем чаю. Куда ты торопишься?» Как у них называется это завтра — «маргаш». Один исследователь монголовед, он же большой монголофил, который много лет прожил в Монголии, Константин Куксин, говорил: «Самое забавное — что это завтра может не наступить и часто не наступает никогда».

- Потому что, как ни хватишься, каждый день — это сегодня.

Да, вот и не суетись. Мне это близко. Все, что и правда нужно, будет сделано; завтра, не завтра — вовремя. Сама жизнь показывает: действительно, что ни случается — к лучшему. Все с тобой будет происходить именно в тот момент, когда и ты готов, и звезды сошлись. Какой смысл пыжиться — когда наступит, тогда и правильный момент. Я раньше переживал: как же так, надо же как можно больше ездить, выступать, концерты давать, прямо загонялся. А сейчас-то понимаю, что просто не был готов. Я и сейчас себя считаю пока не совсем готовым: я еще в стадии обучения.

- У тебя есть что-то в планах, о чем ты можешь рассказать?

- В июне точно есть два фестиваля, на которые я съезжу, — «Славиша» в Новгороде и «Солнцестояние» в Красноярске. Что-то еще возникнет наверняка. А потом на осень уже тоже планы вырисовываются — выступления в Москве, Питере...

- Записывать что-нибудь планируешь?

- Я недавно в Улан-Удэ два трека записал, а еще скоро пластинка выйдет. Есть такая компания «Драгоценность», где ребята печатают виниловые пластинки. Прислали мне такое сообщение: «Здравствуйте, нам ваш последний альбом "Сууха-хур" очень понравился. Вы бы не хотели его издать на виниле?» Я говорю: «Блин, ну это же дорого». Нет, говорят, мы все сделаем. Хорошо, давайте. Отправил им еще и предыдущие два альбома, звонят: «Издатели хотят выпустить все ваши альбомы». Тираж будет небольшой, но и любителей этно на виниле тоже не так много.

- Для тебя самого винил — это значимая история?

- Я помню, что виниловые пластинки — это такое звучание, которое я больше не слышал даже на крутых цифровых колонках. И сейчас винил слушают меломаны. Среди этих меломанов есть люди, которые ведут свои блоги, делают обзоры — и это тоже для меня хорошо. У меня эти пластинки тоже будут, потому что часть тиража издатели дадут мне, часть оставят себе на распространение, чтобы покрыть расходы на производство. Там тоже дело не в зарабатывании: люди делают то, что им нравится. А у меня нет проигрывателя, поэтому для меня это скорее мерч. Буду эти пластинки друзьям дарить, на концертах продавать, все такое.

- Записываешь все сам или сотрудничаешь с какими-то лейблами?

- Я сотрудничаю с Baikal Music Label в Улан-Удэ. Baikal Music Label — это Дмитрий, и мы с ним, естественно, без юридического договора работаем: у нас все основано на доверии и дружбе. И у него я почти свои альбомы и записываю.

- Не было желания, я не знаю, завести себе продюсера или менеджера, например?

- Пока такой необходимости нет. Хотя какая-то известность вроде есть: даже знают где-то. К примеру, Женя Ткачев недавно покатался по Москве и Питеру и рассказывал, что разговаривал с девушкой, которая руководит каким-то классным фестивалем. Когда он обо мне упомянул, она сказала: «А я его знаю, конечно, он крут, да». Но все равно пока нет таких масштабов, чтобы надо было искать продюсера. Хотя было бы неплохо, потому что сейчас всей организационной работой, музыкальной и концертной, я занимаюсь сам.

«ВСЕ МУДРОСТИ ГОВОРЯТ ЛЮДИ С БОРОДОЙ ПО ПОЯС — СТАРЫЕ!»

- Слушай, я много думала о том, что ты сказал как-то раз, мол, этническая музыка не может быть популярной, потому что у нее свой путь. И это путь от человека к человеку; для этнической музыки работает только прямая передача.

- Так и есть. И регулярно звучит мнение, что вот-вот уже этническая музыка выйдет в топ, этно скоро все взорвет! Ну я это слышу лет 35 уже, и ничего такого не происходит.

- Какую-то динамику в отношении к этнической музыке ты видишь? Или, как все было 35 лет назад, так и осталось?

- Если брать процентное соотношение — этно и вся остальная музыка, — то так и осталось. Но я соглашусь, что раньше на нее никто даже внимания особого не обращал, кроме специалистов, а сейчас стало иначе, и это интересно. Об этнической музыке стали писать, появились сообщества. Но по отношению к популярной музыке разница, естественно, огромная. Ну и ладно, ничего страшного. Сейчас, кажется, надо делать хайп какой-то, да? А этнические музыканты такой ерундой не занимаются. 

- Ну вы как-то ближе к вечности, чем сиюминутная мода на какой-то определенный стиль или звук.

- Да, конечно. В моем репертуаре есть песни, которым 300, 400, 600 лет. А вот песня «Отель Калифорния» — ей лет примерно 60. Посмотрим, сколько еще она с нами будет и будет ли еще, когда хотя бы лет 100 пройдет.

- Есть, когда играешь, вот это ощущение прикосновения к вечности?

- У меня пока такого нет, потому что я все еще учусь. А вообще, конечно, если ты понимаешь, о чем ты в этих песнях поешь. Там речь о таких силах, что ты даже не людям эти песни исполняешь, а прямо этим силам. Если песня о земле, то ты прямо Земле поешь, Земля в монгольских верованиях священна: это Мать. Если поешь о небе, то Небо — Отец. Ты исполняешь им, а не людям, а это ответственность.

- Эти сущности как-то ощущаются, когда начинаешь исполнять?

- Мы же все с советским атеистическим детством — более или менее. Пока не знаю. Вот я сейчас играю на смычковых инструментах, и мне нравится звук: прямо тянешь его, тянешь и начинаешь понимать, почему предки никуда не торопились. Потому что эти звук и вибрация — их хочется продолжать, продолжать, продолжать.

- Наверное, с горловым пением что-то похожее, да?

- Да, пожалуй. Гора гремит вот так, гудит, и звук такой, ты его слушаешь. И хочется его слушать дальше. Так, наверное, можно описать то, что я чувствую при игре. Если поймал звук, то все, прямо хочется держать его.

- У тебя есть какие-то мечты, связанные с твоей музыкой?

- Раньше были, но это было больше связано с комфортом. А сейчас уже, наверное, не осталось. Знаешь, как Шерил Кроу, которая уже где-то в возрасте под 50 получила свою «Грэмми». Альбом ее «стрельнул», и сразу корреспонденты какие-то забегали, ведь у них «Грэмми» — это значит, что все — слава, гарантированные большие гонорары, крутые площадки, все такое. И она тогда сказала: «Вот, если бы я все это получила лет в 25, это было бы интересно. А сейчас уже не очень».

- То есть чего-то такого скорее в юности хочется?

- Конечно, потому что в юности вообще всего хочется, а со временем уже как-то меньше и меньше хочется. Все это внешнее как будто теряет смысл.

- Это мудрость пришла или это что-то другое?

- Насчет мудрости я что-то не уверен. Все мудрости говорят люди с бородой по пояс — старые! Я ни одного изречения от молодого, сильного, полного тестостерона человека не слышал: нет таких мудрецов. Пока тестостерон не кончился, мы, пожалуй, погодим мудрости изрекать. Пока есть огонь, его надо жечь.

- Ты говоришь, что внешнее, наносное теряет смысл. В чем же всегда остается смысл?

- В моем случае — в том, чтобы делать музыку, которая мне нравилась бы, но это не так-то просто. Вот я записал альбом, вроде все классно, но я его слушаю — нет, надо по-другому делать. Сейчас делали запись, Дима, у которого записывали, говорит: «Да это вообще бомба» — а я уже вижу, как надо в следующий раз по-другому сделать, чтобы было круче. Круче именно в моем внутреннем понимании. Хотя вот последним альбомом, «Сууха-хур», я до сих пор доволен. Вышел он несколько месяцев назад, и я пока еще доволен. Но, думаю, уже недолго мне осталось: потом надо будет что-то другое делать.

- На какую-то ступень встаешь — зафиксировал, например, альбомом. Если получается зафиксировать, ты доволен, но надо делать следующий шаг. Сейчас какой твой следующий шаг?

- Вот сидишь на кухне один, начинаешь играть — блин, какая прелесть-то, елки-палки. А потом на концерте начинаются мысли какие-то... Потому что, когда есть публика, уже другие условия, звук другой, начинаешь обламываться, а с этим надо бороться. Надо никогда не обламываться вообще, играть и кайфовать, как старики делают. И цель у меня — сыграть на публике именно так, как дома. Я вот научился играть на гитаре до комфортного уровня, когда я все, что мне нужно, могу сыграть. И сейчас я довожу уровень своей игры на смычковых до того, чтобы в любое время, хоть где, хоть с закрытыми глазами, сделать все, что хочу. Ну вот сколько я играю на смычковых? Недавно было два года.

- Ого. Два года — это очень мало; когда я альбом слушала, вообще не было ощущения, что играет начинающий музыкант. Слушай, я тогда вот еще один глупый вопрос задам, детский: что главное в музыке?

- Да, блин, грув. Грув — когда куда-то уносит. Когда я был маленький и слушал музыку, у меня было ощущение, что я куда-то еду, а дорога длинная-длинная. Альбом заканчивается — хоп, приехал. А что мне нравится в этнической музыке? Она простая, но в то же время и сложная. Одна тональность, одна, грубо говоря, нота, и все вокруг нее. И если умеешь держать это напряжение, то это круто. Классные исполнители на двух струнах что-то бренчат, бренчат, а тебя уносит. Интересно, что и ко мне после концертов иногда подходят, говорят: «Реально как будто куда-то скакал». Что-то они там свое видят. И это главное.

Фото: Оля Черная

Источник: makersofsiberia

В сюжете: Бурятиямузыкамузыкант

Похожие материалы

Сегодня 218

Глава МЧС России и министр природных ресурсов доложили Президенту о борьбе с пожарами в Бурятии и Забайкалье

Владимир Путин в формате видеоконференции провёл совещание с членами Правительства в четверг, 22 мая.

Сегодня 210

Шесть проектов из Республики Бурятия получат премии за победу во втором сезоне Конкурса инициатив родительских сообществ Общества «Знание»

21 мая на IV заседании Всероссийского родительского комитета подвели итоги второго сезона Конкурса инициатив родительских сообществ.

Сегодня 263

Туристическую улицу отремонтируют в центре Улан-Удэ

Оживленный участок улицы Ленина - от улицы Кирова до ул. Куйбышева, по которому проходят основные маршруты к главным туристическим объектам города, отремонтируют благодаря национальному проекту «Инфраструктура для жизни».

Сегодня 280

22,5 млн рублей направили на реконструкцию Бурятского хореографического колледжа

Средства  выделены на разработку проектно-сметной документации для реконструкции здания хореографического колледжа.

Первая полоса

8 апреля 12056

"Аэрофлот" распространит на Улан-Удэ тарифы с единой ценой

Сегодня

Монголия и Болгария обсудят открытие прямых авиарейсов

Кабинет министров утвердил проект соглашения о воздушном сообщении между Болгарией и Монголией в качестве основы для переговоров.

Сегодня 21

Глава МЧС России и министр природных ресурсов доложили Президенту о борьбе с пожарами в Бурятии и Забайкалье

Владимир Путин в формате видеоконференции провёл совещание с членами Правительства в четверг, 22 мая.

Реклама
Сегодня 21

Шесть проектов из Республики Бурятия получат премии за победу во втором сезоне Конкурса инициатив родительских сообществ Общества «Знание»

21 мая на IV заседании Всероссийского родительского комитета подвели итоги второго сезона Конкурса инициатив родительских сообществ.

Сегодня 27

В Монголии откроется посольство Индонезии

В честь 70-й годовщины установления дипломатических отношений между Монголией и Республикой Индонезия обе стороны договорились вывести отношения на новый уровень.

Реклама

Популярное

  • 16 мая 1735

    На реках Улан-Удэ устанавливают знаки «Купаться запрещено!»

  • 16 мая 1407

    Сеть колледжей по подготовке кадров для креативных индустрий создается на Дальнем Востоке

  • 16 мая 1405

    Монгольским военнослужащим, участвовавшим в параде в честь Дня Победы, вручили награды

  • 16 мая 1344

    В Улан-Удэ открылась 20-ая выставка «Baikal Travel Mart 2025»

  • 16 мая 1342

    ЕБРР и ЕС усиливают поддержку ММСП в Центральной Азии и Монголии

  • 17 мая 989

    Между столицей Монголии и японской префектурой Миядзаки будут запущены прямые рейсы

  • 18 мая 977

    В Кяхтe на российско-монгольской границе создадут туристический код

  • 17 мая 967

    В Улан-Удэ состоялся фестиваль робототехники «Марш Победы»

Сегодня 121

The Washington Times: Протесты против премьер-министра в Монголии могут привести к смене правительства

Монгольское коалиционное правительство, просуществовавшее 10 месяцев, похоже, распадается, поскольку протесты с требованием отставки премьер-министра продолжаются уже более девяти дней.

Сегодня 108

Монголия ведет переговоры об экспорте халяльного мяса в Индонезию

Глава МИД Индонезии отметил «значительный рост двусторонней торговли» и выразил желание и дальше укреплять экономические связи.

Сегодня 106

Туристическую улицу отремонтируют в центре Улан-Удэ

Оживленный участок улицы Ленина - от улицы Кирова до ул. Куйбышева, по которому проходят основные маршруты к главным туристическим объектам города, отремонтируют благодаря национальному проекту «Инфраструктура для жизни».

Сегодня 114

Организация Объединённых Наций поддержит Национальные движения Монголии

Президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух принял Постоянного координатора ООН в Монголии Яапа Ван Хирдена (Jaap van Hierden).

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Сегодня 114

Останки 20 бойцов и командиров Красной армии обнаружили на Халхин-Голе

В Монголии продолжается Международная экспедиция «Халхин-Гол. Тем больше наша слава. 2025».

Сегодня 114

22,5 млн рублей направили на реконструкцию Бурятского хореографического колледжа

Средства  выделены на разработку проектно-сметной документации для реконструкции здания хореографического колледжа.

Самое важное

10 октября 2024 23959

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 24148

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 23899

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 24944

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок