Первый буддийский храм в Туве появился в 1770 году в таежной Тодже
После выхода новости Маадыр-оола Ховалыга о том, что в Туве издана книга известного врачевателя Серенот-башкы об истории тувинского духовенства, среди тувинских пользователей Сети начались дискуссии о некоторых данных, приведенных в издании.
В частности, спор зашел об общем количестве лам и датировке появления буддийских храмов в Туве. Вместе с автором публикации тувинским писателем Маадыр-оолом Ховалыгом мы повторно навели справки у Серенот-башкы и уточнили спорные моменты из его книги “История тувинских хурээ и тувинского буддийского монашества”.
Сбор данных он вел на протяжении многих лет, помимо первой книги им подготовлены к печати еще 2 тома, посвященные описанию атрибутики и монашеских одеяний, характерных именно для тувинских лам.
В своей исследовательской работе Серенот-башкы использовал архивные материалы Национального музея РТ, Института гуманитарных исследований и собственный архив интервью, собранный у информаторов в разные годы. Из более чем 5 тысяч монахов, упоминаемых в исторических хрониках, ему за эти годы удалось собрать данные лишь на 1113 лам.
Согласно стенограммы Первого съезда тувинских лам, состоявшегося в 1928 году и озвученному на нем докладу Чигжит-лама из Тоджи, первый буддийский храм появился в Туве в 1770 году на Тодже, выстроенный по монгольскому образцу.
Тоджа – отдаленный, малонаселенный таежный край, приравненный сегодня к территории Крайнего Севера. Интересно, что именно оленеводы Тоджи и Кунгуртуга, бежавшие от советской власти в Монголию в 50-е годы, стали там этносом, известным как “цаатаны”.
Они исторически населяли таежную зону Тувы, считаясь состоятельными охотниками и искусными промысловиками, успешно торговавшими пушниной со всеми соседями.
“Временем постройки первого буддийского монастыря в Туве абсолютное большинство населения называет 1773 год, когда был построен Самагалтайский монастырь. Фактически этот монастырь четвертый по счету в Туве. А самый первый – монастырь Овген или Ээн-Суг, построенный в 1770 году в далекой Тодже” – пишет Маадыр-оол Ховалыг вдогонку своей новости. “ Информация об этом есть и на тибетском языке. Информатор – лама Оюн Люндуп, который нес службу в Улуг-Хурээ в 1919-1920 гг. в Урге (Улан-Батор) в своей рукописи указывает тот же год” – подтверждает Ховалыг.
По его мнению, разнобой в датировке начался с «Истории Тувы» в которой было указано, что Тоджинское хурээ было построено в 1809 году.
“Эта неверная дата переходит из книги в книгу, из диссертации в диссертацию, дублируется учеными. На Тодже хурээ было построено в 1770г., после него вторым – в Нарыне (1771г.), а третьим – в Нур (Даргат) в 1772г.
В книге есть и краткие биографии многих известных лам. Самый известный из них – геше-лхарамба Монгуш Чамзы Камбы, пандито Камбы-лама Танды-Тувы. В 1919 году в Омске он встречался с «правителем Сибири» адмиралом Колчаком, который, подарил ему несколько тысяч серебряных рублей, орден Святой Анны и легковой автомобиль. А в 1930 году в местечке Адар-Тош красноармеец тувинец с расстояния одного шага выстрелил в Чамзы Камбы русской трехлинейной винтовкой, как в представителя “угнетателей простого народа”. Но свинцовая пуля не попала в него, она срикошетила в сторону, как от брони. Проучившийся и получивший высшее духовное буддийское образование в Тибете Чамзы Камбы знал и читал тайные защитные мантры”.
Еще одна историческая подробность заинтересовала писателя Маадыр-оола Ховалыга: “В Сут-Холе было единственное хурээ рода рода Ондаров, построенное в 1810 году в местечке Донгеликтиг-Аксы. В 1913 годуоно было демонтировано и перевезено в чаданское “Устуу-Хурээ”. В нем вели службу: Ондар Нордуп – ловун (заведующий факультетом), Ондар Чульдум Эникей – тувинский алтаец (в народе его имя – Ловун-Хелин, лама-художник), Кумзат-Хелин – хелин (имеет 250 обетов), Ондар Самдан – кумзат (солист), Монгуш Соржу-Хелин (Чалбак-Хараган) – соржу (помощник Камбы-ламы), Ондар Быйымба Хаай – кеский (руководитель лам), Ондар Торе Шыырап (Калчан-Лама) – монгольский лама врачеватель, Монгуш Седен-Хелин (Шом-Шум) – астролог, эмчи-лама (врачеватель), Ловун-Чурагачы –тибетский эмчи-лама, Ондар Оруспай – монгольский лама, заведующий библиотекой, писарь; Ондар Херел-Хелин (Кошпес) – лама-врачеватель.
“Исследователь тувинского буддизма Серенот-башкы в своей книге не просто указал количество лам в монастырях. Он скрупулезно, поименно, пофамильно, иногда с отчествами восстановил и перечилил имена более чем тысячи священнослужителей, с указанием их должностей в монастырях, образования, специальности, количества принятых им обетов; указал монастыри Монголии и Тибета, где они получали высшее буддийское образование. И так по каждому хурээ” – сообщает М.Ховалыг.
Судя по собранным в книге данным, солидное образование получили ламы (всего 90 человек) даже этого небольшого монастыря Донгеликтиг-Аксы: “Ондар Быйымба Хаай (Устуу-Ишкин) – учился в монастыре Монголии 30 лет, кешпи-лама, Монгуш Лопсан Хуваа (Кара-Чыраа) – учился в монастыре Гандан (Монголия) 25 лет, кешпи-лама, Ооржак Санчы (Алдан-Маадыр) – учился в монастырях Тибета, кешпи-лама, Монгуш Араптан (местность Шом-Шум) – кешпи-лама, Монгуш Бургут (Шом-Шум) – писарь, астролог, кешпи-лама, Чамзы-Хуулгаан – кешпи-лама, Ондар Саныйбан (Шеле) – учился в монастырях Тибета, кешпи-лама”.
Серенот-башкы издал книгу на личные средства тиражом всего в 100 экземпляров. И его труд на сегодняшний день оказывается первым и единственным справочным изданием по истори и персоналиям тувинского духовенства, заполняющим информационный вакуум. Можно только сожалеть, что в планах ряда научных учреждений и ведомств, занятых историей Тувы, поддержка подобных проектов и авторов пока не значится.
Фото: Саяна Монгуш
Источник: http://maadyr.com/