Глава Тувы готов объявить траур по всей республике
Борт, выполнявший коммерческий рейс Кызыл – местечко Соруг – Кызыл, вылетел из аэропорта Кызыл 7 октября 2014г. Должен был вернуться 9 октября. Но из-за погодных условий вышел на связь только 10 октября и, получив разрешение, поднялся. Больше на связь не выходил.
Глава правительства Тувы 10 октября прошлого года объявил режим ЧС и огласил, что вылет был связан с установкой снегомерных матч для Саяно-Шушенской ГЭС.
В неправительственных СМИ республики появились публикации с заголовками “Ищут старенький «МИ-8» с начальниками на борту” и предположениями: “Тува с недавних пор, с лёгкой руки Cергея Шойгу, превратилась в заказник чиновников. Может, стоит поискать пропавший вертолёт в местах, где много краснокнижной дичи?”.
СМИ Хакасии опубликовали новость “Загадка пропавшего вертолета: куда летел МИ–8?”, в которых подвергалась сомнению официальная версия о снегомерных мачтах: “... вертолёт найти никак не могут. Реальная цель поездки до сих пор неизвестна. Но совершенно очевидно, что директор «Тува-Авиа» и коммерческий директор компании «Стройлайн» вряд ли собирались устанавливать какие-либо мачты или тем более – замерять снег. Скорее всего, летели отдыхать – рыбачить или охотиться. Именно поэтому арендовали старенький тувинский Ми-8. Тувинские лётчики и тайгу лучше знают, и в Хакасии болтать не будут, чем занимались”.
В “Новой газете” появилась фантастическая версия, что борт мог быть намеренно сбит: “... финдиректор и основной собственник крупной строительной компании, заслуженный строитель Хакасии Сергей Стрельников, главврач республиканской больницы, заслуженный врач Хакасии Александр Кормилкин, начальник федерального госучреждения «Управление эксплуатации Саянских водохранилищ» Николай Мохов, директор тувинской авиакомпании Юрий Шин полетели выставлять шесты для замера снега. А кому еще это делать?
Версия о рыбалке выглядит не столь правдоподобно, и все же. Тоджинская котловина, заповедный Соруг, хребет Барас-Тайга — браконьерский рай. Таймень, ленок, хариус. Нет смысла в предположениях: обычное ли это крушение (вертолету 33 года при ресурсе 35 лет, выпущен в 81-м, тогда же начал летать в Красноярском управлении гражданской авиации, 9 капремонтов), попала ли машина в снежный заряд и получила обледенение — борт, судя по отрывочным данным, метался, искал выход из непогоды, — или же он залетел не туда, куда следовало, и был сбит? Да, говорят и об этом...”
В списке пассажиров пропавшего вертолета по данным прошлого года первоначально не значились: Вердин Юрия Иванович и Прудников Михаил Федорович, внесенные туда позднее. В обнародованном региональным отделением МЧС окончательном списке, пропавшими числились следующие лица:
Пассажиры - компания "Стройлайн" из города Саяногорска:
1. Стрельников Сергей Алексеевич - руководитель группы,
2. Власов Андрей Алексеевич,
3 Рябцев Петр Анатольевич,
4. Прудников Михаил Федорович,
5 Кoрмилкин Александр Иванович,
6. Мохов Николай Тимофеевич.
Экипаж "Тыва-авиа":
1. Норбу Адар-оол Макпакович, капитан
2. Сизов Андрей Геннадьевич, второй пилот
3. Донгак Эдуард Маадыр-оолович, борт-механик
4. Деменев Иван Павлович, авиатехник
5. Кужугет Давалай Давалаевич, авиатехник
6. Шин Юрий Захарович, директор РКП "Тува авиа"
В поисковой операции до 14 ноября 2014 г. были задействованы 11 воздушных судов,140 человек, 30 единиц техники и беспилотник, обследовано в первые же дни более 64 тыс. кв. км. Привлекалась спецтехника горнорудного комбината «Лунсин» холдинга Китая Zijin Mining Group, базирующаяся в Тоджинском районе – месте пропажи борта. Также золотодобывающей компании «Тардан Голд» (подразделение шведской Auriant Mining AB), артели «Ойна» – работающих в смежном Каа-Хемском районе.
Всего в поисках было задействовано до 430 человек, работали все службы МЧС, лесники, местное население, воздушные суда подкрепления из Абакана, Горного Алтая и Ленинска-Кузнецкого.
23 октября по факту исчезновения вертолета Западно-Сибирским следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта».
Следователи рассматривали три версии ЧП: техническая неисправность, ошибка пилотирования, а также неблагоприятные метеоусловия.
Как стало известно, вчера, 7 августа в 18 часов в МЧС Тувы поступила информация о том, что на склоне горного хребта на высоте 2 тыс. 600 метров.в Кызылском районе, в верховьях реки Улуг-О были обнаружены обломки, предположительно, разыскиваемого с прошлого года вертолета.
По данным группы информации ГУ МЧС по Туве, вертолет сгорел полностью, среди уцелевших крупных фрагментов только хвостовая балка с номером борта и фрагмент редуктора для лопастей. Обнаружены останки 10 тел.
Место аварии оказалось доступно только нескольким спасателям, имеющим опыт горной подготовки, в базовом лагере ждут следственную группу и спецтехнику для разрезания железа.
По сообщению главного Управления службы спасателей в Туве для проведения следственных мероприятий привлечено 22 человека, 5 ед. техники, из них от МЧС России 18 человек, 4 ед. техники, в том числе Ми-8 Сибирского регионального центра МЧС России, а также 10 человек и 2 единицы техники от Тывинского поисково-спасательного отряда.
Открыт телефон горячей линии в Кызыле тел. 8-39422-9-99-99.
В период поисков борта выдвигалось немало версий, по просьбам родственников пропавших привлекались даже шаманы и ясновидящие. Но судя по координатам, точнее всех в предположениях оказался радиолюбитель житель Свердловской области Валентин Дегтерев, предложивший свое видение, основанное на изучении карт и снимков с космических спутников.
Сегодня, самое оживленное обсуждение темы поиска и возможных причин падения вертолета ведется на сайте “Авиационный форум”:
Restavrator68:
Точное место катастрофы вертолета Ми-8 с бортовым номером RA-24614 Северная часть хребта Тумат-Тайга координаты места катастрофы 52° 1'45.70"N, 95°46'47.03"E
Точка найденная Валентином в десяти километрах северней этого места. на том же самом хребте Туман-Тайга в верховьях реки Улуг-О. Нет никаких спутниковых снимков новее 2005 года по этому месту,а следовательно найти его по спутниковым фотографиям было невозможно. Но у меня есть письмо Валентина, он просил по возможности проверить это место в радиусе 10-15 километров. На таких скалах снег лежит рыхло, так как там сильный ветер и нет деревьев. Поэтому яркую хвостовую балку вертолета увидели бы даже зимой. Но так как это место числится в разряде проверенных в начале поисков, то там искать не стали сознательно.Если бы не пассажир военного вертолета кости и обломки лежали бы ещё много лет,а может и десятилетий. Кстати,до Кызыла всего 97 километров.shurik25753:
Думаю, что тот служебный пассажир, который увидел останки вертушки с воздуха, не с безопасной же высоты как минимум в триста метров над горой, всё увидел. Чистая случайность, и шли они вдоль горушки, скорей всего контролируя дичь. Есть такой вид работы "Учет диких зверей", который мы выполняли тоже. Вот там, "облизываешь" на 50 -и метрах горы и ущельица, чтобы представитель заказчика имел возможность определить вид животных и успеть посчитать количество. А в "лесоавиационные работы" в голых горах, мне как-то не верится. Ну да ладно. Это к делу не относится.
Главное - нашли. Теперь, хорошо бы всех, нашли, чтобы обрели они "последнее пристанище", а родственники могли туда приходить.
Завтра, на месте традегии ожидают специалистов Межгосударственного авиационного комитета и групп следователей, глава Республики объявил о возможном объявлении дня траура.
Тува лишилась сразу 6-ти высокограмотных специалистов во главе с руководителем авиапредприятия Юрием Шин – человеком, известной в Туве корейской фамилии, крепко связанной с ее историей.
Капитан экипажа Адар-оол Норбу ( на фото в центре) был награжден медалью «За доблестный труд» за “высочайшую смелость и мастерство пилотажа во время поисков погибших под снежной лавиной подростков в Монгун-Тайгинском районе в марте 2013 года.
“Не найдя площадки для приземления, командир Ми-8 выполнил маневр, который применяли военные летчики при выбросках десантников в горах Афганистана – подводили вертолет вплотную к склону горы и зависали, уцепившись за него одним передним колесом шасси. “Тувинские вертолетчики блестяще исполнили этот сложный приём” – писала о нем и его коллегах “Комсомольская правда”.
Республика Хакасия потеряла главного врача республиканской больницы Александар Кормилкина и известного бизнесмена Сергея Стрельникова, возглавлявшего крупнейшее строительное предприятие.
Справка:
ООО «СК «Стройлайн» зарегистрировано в Саяногорске в 2009 году. Компания занимается производством общестроительных работ. Предприятие участвовало в ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и строительстве берегового водосброса. Выручка «Стройлайна» в 2013 году составила 230 млн. рублей, чистая прибыль – 5 млн. рублей. Совладельцами компании являются С.Стрельников и гендиректор Д.Евсеев.
Подробности обнаружения пропавшего в Туве вертолёта МИ-8
Фото: http://www.rg.ru/
В сюжете: ТувабраконьерыЧП в воздухеавиация Тувы