Перерождение Далай ламы в Монголии. Что может последовать за этим: благо или потеря суверенитета?
Начиная с 1578 года, Далай лама остается одной из главных фигур для монголов.
Известно, что одним из самых важных факторов национальной безопасности Монголии является сохранение традиционных дружественных отношений с двумя её соседями: Китаем и Россией. Но это не означает, что Монголия, как суверенное государство, не может иметь свои взгляды на некоторые актуальные проблемы. Исходя из этого, существует немало вопросов, которые могут повлиять на эти дружественные отношения, а в дальнейшем и на национальную безопасность страны. Для Китая они могут быть связаны с отношениями Монголии и Тайваня, ШОС и Тибетом или Далай-ламой. На этот раз попытаюсь рассмотреть вопросы, связанные с Далай-ламой и с исследованиями в области национальной безопасности.
Далай-лама 14-й, который считается духовным лидером буддийской ламаистской религии и с 1959 года живёт в изгнании в Индии, сумел своим именем и влиянием обратить внимание мировой общественности на Тибетскую буддийскую религию. Благодаря этому, его официально объявили духовным учителем последователей ламаистской буддийской религии, являющейся самой распространённой религией в таких странах как Монголия, Бутан, Непал, а также территории республик РФ - Бурятии, Тувы и Калмыкии.
В середине 1950-х годов в Тибете возникло антикитайское движение, которое в 1959 году переросло в вооружённое восстание. Власти Китая подавили его при помощи военной силы. И 17-го марта 1959 года Далай-лама бежал в Индию. Он до сих пор проживает в городе Дарамсала, неподалёку от индийско-китайской границы. Вместе с ним оставили Тибет и главные духовные предводители, - религиозная элита тибетской ламаистской религии. Эти люди были сторонниками его политических взглядов, а заодно и борцами за независимость Тибета от Китая, поэтому на самом деле являлись политическими беженцами. И именно это стало основой для создания на территории Индии правительства в изгнании со всеми институтами как у правительства суверенного государства, кроме вооружённых сил.
В 2008 году в одном из своих интервью Далай-лама говорил:
“Хоть я и не занимаюсь политикой, но китайцы так не считают. Если я провожу борьбу за независимость Тибета, то волей-неволей это становится политической деятельностью. За что я борюсь? За то, чтобы сохранить культуру и традиции Тибета”.
На тибетском “Далай-лама” означает “Далай-учитель”. История Далай-ламы или Далай-учителя продолжается на протяжении 6 столетий. Согласно буддийской религии, Далай-лама является перерождением Ботхисаттвы Авалокитешвары. Достигнув просветления путём медитации, Авалокитешвара дал обещание, что не оставит этот мир, пока хоть одно живое существо будет страдать. И, так как страдания живых существ не прекращаются, то Авалокитешвара вновь перерождается, что является главной сутью буддийской ламаистской религии для реинкарнации образа Далай-ламы.
Сегодня 80-ти летнего Далай-ламу и всех приверженцев тибетской ламаистской религии беспокоит дальнейшая судьба правительства в изгнании. Далай-лама 14-ый еще жив, но уже стали слышны разговоры о следующем Далай-ламе. Среди различных фракций в правительстве Тибета возникли разногласия по этому поводу, распространяются различные слухи не только в Дарамсале, но и во всём мире. Поэтому вопросы о том, откуда появится следующий Далай-лама, кто его определит, что об этом думает сам Далай-лама и какова позиция китайцев, стали волновать многих.
Если подойти к вопросу перерождения Далай-ламы со стороны обычаев и традиций жёлтой ламаистской религии, то можно предположить, что следующий Далай-лама появится в той же стране или в тех же местах, где живёт нынешний Далай-лама. А так как Далай-лама в настоящее время не живёт в Тибете, то возникает два варианта: определить перерожденца в другой стране или по завещанию самого Далай-ламы, а взявшие на себя эту обязанность особые ламы должны найти его в Тибете и привезти в Дарамсалу.
Но почти нет сомнений, что власти Китая не дадут на это разрешения. Несколько лет назад появилась информация, что китайские госведомство по вопросам религии выпустило особую инструкцию, связанную с духовной жизнью тибетцев, цель которой - не обострять ситуацию вокруг Тибета. Но достоверна ли эта информация? Есть предположение, что в этой инструкции указано, что процесс определения образа перерожденца “живого бога” должен происходить при поддержке правительства Китая.
А, так как это является почти законом, то в ней также указано, что объявившего себя “живым богом” без разрешения правительства Китая и ведомства по вопросам религии, следует считать вне закона.
Также повсюду стали говорить, что процесс определения образа перерожденца Далай-ламы должен происходить без всякого влияния находящегося за рубежом человека или группы людей.
В 2000 году Далай-лама 14-ый заявлял, что если при его жизни Тибет не добьётся своей независимости от Китая, то он переродится только в свободной стране. И, как бы подтверждая эти слова, несколько лет назад Далай-лама выдвинул предложение об изменении религиозной традиции по определению перерожденца. Основная суть этого предложения заключется в том, что Далай-лама может или сам назвать своего наследника, или определить его путём избрания с помощью верховных лам буддийской жёлтой религии среди верующих Тибета и Монголии.
Но также обращают на себя внимание следующие его слова: “Если верующие посчитают нужным оставить прежние традиции определения нового Далай-ламы, то пусть они остаются”. Этим он чётко дал понять, что если традиции по определению перерожденца не изменятся, то его наследником может быть человек не только тибетской национальности.
Если обобщить всё, когда-то сказанное Далай-ламой, то можно предположить, что он согласен на определение своего перерожденца из любого места, любым способом, лишь бы не из Китая. При таком положении дел, после смерти Далай-ламы, власти Китая определят нового Далай-ламу с помощью верных им высших лам Тибета, как это было ранее с Панчин ламой.
В этом случае есть вероятность появления сразу двух Далай-лам, один из которых будет определён согласно завещанию 14-го Далай-ламы, а другой - тибетскими ламами и будет официально признан правительством Китая.
В истории был случай, когда Далай-ламу определяли за пределами Тибета, в другой стране, а именно - в Монголии. Вообще-то духовное звание “Далай-лама” было дано монгольским Алтан ханом. В 1578 году, во время поездки в Хух-нуур, он отправил в Тибет своего посланника с приглашением для духовного лидера ламаистской религии Гэлэгва Содномджамцу и встретился с ним в монастыре “Цавцаал”. Во время этой встречи Алтан хан и дал ему звание “Апостол бога Очирдарь Далай-лама”. После этого события прежнего Гэндэндува стали называть Далай-ламой 1-м, Гэндэнджамца - Далай-ламой 2-м. 4-го Далай ламу, который был определён в Монголии, звали Ёндонджамц. Он был правнуком Алтан хана и родился в семье принца Сумбэра в 1589 году. Из всех 14-ти Далай лам он был единственным нетибетцем и принадлежал к Золотому роду монголов, то есть был потомком Чингисхана.
В связи с этим, сегодня в Монголии говорят о возможности появления 15-го Далай ламы среди монголов.
Хотя это и не узаконено, но так как ламаистская религия является официальной религией суверенной Монголии и большинство населения проповедует именно ее, есть много людей, которые считают, что Монголия должна стать одним из центров буддийской ламаистской религии. Это и стало толчком для возникновения таких разговоров.
Наряду с этим, специфическая традиция определения перерожденца высшего духовного лица в ламаистской религии является единственной в мире. Это очень сложный и тонкий процесс, поэтому должны быть созданы все соответствующие для этого условия. Но с 1924 года, монголы были отстранены от этого исторического круга традиций и обычаев, и сегодня среди них не осталось людей, знающих о них. Также, по мнению зарубежных исследователей, это может негативно повлиять на монголо-китайские отношения, поэтому монголы не прилагают нужных усилий.
Но ни один из вышеизложенных вариантов не является решением проблемы Тибета, а, наоборот, может стать причиной новых столкновений, вражды, и каким-то образом повлиять на национальную безопасность Монголии.
И исходя из этого положения, и на основании работ зарубежных и отечественных исследователей, их предложений, можно выделить два возможных, хотя и труднореализуемых варианта для мирного решения этого вопроса:
- Путём углубления хода мирных переговоров, проводимых межу Далай-ламой и правительством Китая, дать Тибету право на широкую автономию, как того желает Далай-лама, официально признать его как главу ламаистской религии Тибета, дать амнистию тибетским беженцам, найти пути для их возвращения на родину вместе с Далой-ламой и право на жительство. Если решить проблему этим способом, то откроется возможность определения перерожденца Далай-ламы согласно традиционным обычаям из Тибета, считают некоторые исследователи.
- Правительство Китая должно признать, что живущий в Индии Далай-лама является лидером ламаистских буддистов мира и распустить правительство Тибета в изгнании. Если пойти по этому пути, то также откроется возможность определить следующего Далай-ламу из Тибета согласно традициям, а также у тибетских верующих появится возможность ездить в Дарамсалу для встречи с Далай-ламой и поклонения ему, считает другая часть исследователей.
И в конце хочу отметить, что вопрос Тибета является внутренним делом Китая, а Далай-лама для монголов является только главой буддийской ламаистской религии. Конечно, многие верующие Монголии желают, чтобы определение нового перерожденца Далай-ламы проходило согласно установленным религиозным традициям. Если придётся решать эту проблему одним из двух вышеназванных путей, то монголы могут сыграть роль посредника между Далай-ламой и правительством Китая.
Справка
Д.Мягмар - доктор исторических наук, профессор, бывший директор Института геополитических исследований.
Источник: tolgoilogch.mn
В сюжете: Далай ламабодхиаттваперерождениеТибетКитайМонголия