Из русской Монголии в Монголию русско-китайскую. Часть I
Известный публицист Цэнддоо о независимости Монголии и ее хозяевах.
Живой Будда с медной саранчой
Очень интересна история возрождения монголами, которые только и делают, что вспоминают Великого Чингис хана и у которых слабо развит государственный менеджмент. Не надо искать унаследованную от Чингисхана тайную политику управления государством, о чём так любят говорить монголы. Политика Великого Чингисхана, который завоевал почти полмира, была утеряна уже в далёких 16-17 веках. На протяжении более 200 лет на степных просторах Монголии действовала политика Маньчжурской империи. А местные князья и вельможи отвечали лишь за кражу скота, почту и т.п.
Даже вопросы, связанные с Живыми Буддами – религиозными лидерами, начиная с принимаемых ими религиозных декретов и заканчивая местом их перерождения, решались в Пекине. Был даже указ правителя Маньчжурии, согласно которому новое воплощение религиозных лидеров Монголии должны искать только в тибетской провинции Амдо.
Также с конца 19-го века маньчжурские правители до смерти стали бояться влияния Запада, что можно проследить в указах и декретах живых будд Монголии. Они опасались того, что вслед за западной культурой, техникой и технологиями придут войска и правительства. В указах высших религиозных лиц внешней Монголии можно найти такие слова, как: “Не одевайтесь в красное, когда придут плохие времена, железная змея обернет весь мир, а в небе будет летать железная саранча...”. Расшифровать эти слова можно так: “Не следуйте за красными, которые свергли российское самодержавие, держитесь подальше от поездов и самолётов”, то есть от таких западных новшеств техники и технологий, как железная дорога и авиация. Одним словом, от западной культуры.
А сегодня Далай лама, одетый в традиционное красное одеяние, охотно ездит на железном змее, летает на медной саранче и проповедует по всему миру учение Будды.
Но есть люди, которые говорят, что эти указы заранее предвидели и предупреждали о насилии красных, крушениях поездов и самолётов. Пусть будет так.
Но самое главное заключается в том, что государственная и религиозная политика, которая велась на территории Внешней или нынешенй Монголии, не было политикой самих моноглов, а на 100% - политикой Маньчжурской империи.
Тогда вся государственная деятельность Монголии, проводимая в 20-м веке, тщательно планировалась за кремлёвскими стенами и строго контролировалась Советским Союзом. В каждом министерстве и ведомстве МНР работал советский советник, имеющий полномочные права, а на ступень ниже него, под прикрытием советского специалиста - лица, которые контролировали реализацию политики Москвы. А все остальные должны были сами лично или через своего начальника информировать советского советника или специалиста обо всём, что слышали и видели, и тем самым исполнять обязанности стаи информаторов и наблюдателей. Сегодня в Монголии ещё многие помнят, что “не согласиться с советским советником” или “обидеть советского специалиста” расценивалось как преступление против государства и, соответственно, наказание следовало строгое.
Когда в начале последней декады 20-го века началось разрушение социалистической системы, то и курс Монголии вышел из-под управления русских. Сегодня монгольские демократы отмечают почти 30-летие своей революции. На самом деле, это годовщина возрождения на территории Монголии своей собственной государственности, когда монголы начали самостоятельно руководить собою.
И это государство возрастом чуть больше 20-ти лет в стране, имеющей тысячелетню историю государственности??? Сможет ли это государство-младенец, представители которого любят говорить “Чингисхан возвращается”, “Мы, потомки Чингисхана, думаем так...” противостоять имперской политике России и Китая? Смогут ли, крепко приклеившись к заокеанским инвесторам, ослабить хватку двух великих держав?
Выборы, через которые меняют свою страну
Главной и любимой темой монголов является независимость. Мы любим писать и говорить, что “мысля “головой” Великого Чингисхана и с помощью своего острого ума смогли стать независимыми от Маньчжурии, закрепить эту независимость с помощью русских и своевременно уйти от них”.
Верно одно, что находясь среди двух мировых держав, мы смогли возродить свою независимость и теперь идём по пути демократии. Но художественная постановка сценария “Голова Чингисхана” – это уже из мира сказок или пустая мечта.
Сперва начнём с понятия кочевых монголов о свободе. Они считают, что все проблемы сможет решить хороший хозяин или правитель, а не хорошая система правления. Возможно, это связано с историей становления самого Чингисхана. Поэтому вместо того, чтобы бороться с несправедливым или жестоким правителем, судиться с ним или решать проблему в рамках закона, они считают правильным найти более хорошего правителя или хозяина и следовать за ним.
Сам кочевой образ жизни полон таких возможностей. Поссорившись с местным правителем или нойоном, кочевник той же ночью забирает всё своё хозяйство и уезжает. Утром уже находится во владении другого, «лучшего» правителя. Это напоминает местные выборы.
Часть западных монголов со своим скотом перекочевывает на территорию Белого царя /русского царя/ на берега Волги, а Сумъяа бээс со своими людьми приезжает и оседает в Сэлэнге Богдо ханской Монголии. Заметили, что это напоминает президентские выборы?
Перед тем, как войти в состав Маньчжурской империи, главным вопросом, который обсуждали халхассы и ойраты во время принятия закона, был следующий: “Если возможно, то следует устранить возможность менять хозяина, если же нет, то снизить, а если вообще нельзя от этого избавиться, то хотя бы не слишком возносить его”.
Так как у земледельцев, ведущих оседлый образ жизни, не было такой возможности, они придумали более справедливый способ отстранить плохого хозяина и на его место назначить хорошего. Со временем это развилось в демократию.
Когда в 1911 году монголы вышли из-под влияния Маньчжурской империи, они также отнеслись к этому с кочевническим мышлением. Отделавшись от плохого маньчжуро-китайского хозяина, они сразу же обратились к новому хорошему хозяину в лице русского царя. Религиозный лидер Монголии Богд Жавзандамба хутагт посадил своих верных учеников в “железную змею” и по Транссибирской железной дороге отправил к российскому монарху.
Если бы был один человек, то он ушёл бы, погнав впереди себя своих лошадей. К примеру, уехавшие торгуут- монголы, как “калмыки” живут до сих пор на берегах Волги. Но тут другое дело. Не оставлять же такие обширные территории. Поэтому они попросили русского царя приехать и стать тут хозяином. Вот именно за этим они и обратились к Царской России.
Судьба монгольского народа была решена согласно трёхстороннему Договору, по которой он вошёл в состав Китая, но оставался под влиянием России. /В реальности согласно российско-японскому тайному договору 1907 года/.
О, хороший хозяин!... Ты где?
Но скоро, в 1917 году, распространился слух, что в России произошёл госпереворот, царь убит, а власть захватили безбожники. Монголы решили вернуться к старому хозяину, который хотя бы верил в бога, и даже послав приглашение, привезли Сюй Шучжэна /исследователь Р.Болд в своей книге отметил, что приглашение хранится в архиве на Тайване/. Приехав в Ургу, генерал Сюй Шучжэн устроил настоящий беспредел. Загнанный в тупик Богдо гэгээн, забыв о своём предыдущем указе, поставил свою печать на письме, в котором обращался за помощью к Советам, имеющим красные знамена, железных змей и медную саранчу.
С письмом, скрепленным печатью религиозного лидера за пазухой, представители народной партии пришли к безбожникам-Советам с просьбой “стать нашими новыми хозяевами”. Перед приходом красных у монголов был ещё один хозяин в лице барона Унгерна.
Кроме того, существуют документы, говорящие о том, что в начале 20-го века просьбу “стать новым хорошим хозяином” монголы отправили еще императору Японии и президенту США.
Снова без хозяина
В 1990 году монголы вышли из-под контроля красных русских. Демократы объявляли голодовку, проводили демонстрации, Политбюро ЦК МНРП ушло в отставку – это все осталось в истории, но на самом деле в то время социалистическая система и так разрушалась, а СССР начал распадаться.
Таким образом, с 1990-х годов в обширных степях Монголии настало время возродиться государственной политике, берущей своё начало от Гуннской империи тысячелетней давности и Чингисхана, 800-летней давности. В степной стране начался период отсутствия сильной государственной политики.
Революция 1990 года была направлена против советского безграничного влияния и давления. Монголы были против того, что Советский союз слишком нарушал границы дозволенного и полностью контролировал внутренние дела страны-сателлита. Эта революция слишком напоминала революцию 1911 года. Перед революцией 1911 года монголы тоже устанавливали связи с Царской Россией, которая могла противостоять Китаю. А перед революцией 1990 года МНР смогла установить дипломатические отношения с США, которые могли бы противостоять Советскому Союзу.
Одним из внешних условий революции 1911 года был распад самой Маньчжурской империи. Логикапроста: монголы были зависимы от Маньчжурской империи и когда империя-хозяин распалась, Монголия осталась без хозяина. Таким образом, договор от 1691 года, заключённый между Энхамгалан ханом и Занабазаром в Долооннууре, стал недействительным. Внешней опорой революции была Царская Россия.
В 1990 году для монголов вновь настала пора сменить своего хозяина. Но основой для этого был распад СССР в 1991 году, где подписались Ельцин, Кравчук и Шушкевич. Логика: с распадом соцсистемы и СССР “Договор-протокол об оказании взаимной помощи между СССР и Монголией” от 1936 года также становился недействительным. Внешняя опора революции – мировая демократическая система во главе с США.
Хотя в договоре 1936 года нет ни слова о том, что Монголия становится вассалом СССР, Совесткий Союз официально на международном уровне объявил территорию Внешней Монголии “зоной” своего влияния и обязался защищать её форму правления с помощью своих вооружённых сил. Поэтому этот договор-протокол по смыслу аналогичен Долооннуурскому договору.
Демократические преобразования в Монголии были дополнительным подарком революции свободы. Вначале у героев революции 1990 года были такие призывы и лозунги: “Ограничим безграничные полномочия советских специалистов”, “Выгоним русских, втайне от монголов разрабатывающих урановое месторождение Мардай”, “Сменим в полном составе Политбюро ЦК МНРП, являющееся рукой Советского Союза”.
Чувствуя из каждодневных событий, что возглавляемая им система распадается, а возможно, он внутри тоже относился не очень-то хорошо к советскому господству, Ж.Батмунх вынес смелое решение и ушёл в отставку вместе с Политбюро.
Интересно, что Жамбын Батмунх, который в 1990 году был главой партии и государства, взял слово со своих подчинённых, что “они не вернутся в политику”.
Трудно сказать, хотел ли Ж.Батмунх, взяв слово со своих соратников, избежать повторного установления в Монголии однопартийной системы. Но понятно одно, что он хотел резких перемен в государственном управлении.
После всего этого, когда во всём мире рушилась социалистическая система, а влияние заокеанской Америки было уже вне сомнений, у революции в Монголии не было другого пути, как стать демократической...
Хозяин, который не хозяйничает
Как и привыкли на протяжений столетий, монголы стали ждать нового хозяина, который принесёт и подарит им беззаботную жизнь. Но американцы оказались совсем другими, чем Царская Россия, гоминьдановский Китай, барон Унгерн и Красная Армия. Амерканцы не демократизировали Монголию, не навели порядок и не осчастливили монголов за счёт своих сил и средств. “Вот мы за вас демократизировали свою страну, а в ответ вы понесёте на своих плечах нашу страну” - хотели монголы. Но их взгляд был не менее удивлённым, чем наш.
Демократия, независимость – всё это конечно очень правильно, но ответственность должны нести сами. Советский Союз строил для нас заводы и школы. Про американцев нельзя сказать, что они совсем не помогают. Они обещают помочь, научив способам сохранения национальных богатств. Монголы засомневались. Является ли Америка нашим настоящим новым хозяином? Реально ли быть счастливыми без хозяина? Как раньше мы жили за счёт даров от маньчжурского правителя и помощи от Советского Союза? Возникло множество вопросов...
И только теперь поняли, что демократия – это не значит жить беззаботно с чьим-то готовым ответом, демократия – это самостоятельный поиск ответов на актуальные вопросы.
“Плохая” репутация Китая
Таким образом прошло почти 10 лет, на протяжении которых Россия находилась в кризисе и ей было не до Монголии. А китайцы терпеливо ждали, когда изменятся к лучшему последствия всеобщей антикитайской кампании в степной стране, берущей своё начало с 1950-х годов.
С середины 20-го века, в связи с ухудшением отношений между Советским Союзом, который являлся новым заботливым хозяином, и Китаем, монголы заболели ненавистью к своему южному соседу. Под прикрытием “китайской угрозы” Советы получили идеологическое право делать всё, что захотят. Результат – всеобщая истерия ненависти к Китаю. Наверное поэтому китайцы, зная, что только преодолев эту истерию, можно строить нормальные отношения с монголами, проявляли толерантность.
Именно поэтому “официальный враг” Китая Далай лама время от времени посещает Улан-Батор, “нисколько не портя отношения между Монголией и Китаем”. Глубоко охваченные тупым суеверием, представители госруководства Монголии стоят в длинной очереди перед резиденцией, где останавливается Далай лама и получают благословение, чего сотрудники посольства Китая как бы вообще не замечают. Когда люди, охваченные истерией ненависти, избивают и грабят китайских рабочих, а иногда даже посягают на их жизнь, Пекин также проявляет толерантность и только наблюдает за тем, как действуют монгольские правоохранительные органы. Потому что они знают, что имеют дело с больным человеком. Но эта болезнь не вечна и когда пройдёт какое-то время, здесь будут жить прагматичные люди с совершенно новыми взглядами.
Тысячи и тысячи монголов, у которых перед глазами рассеялся туман и которые стали видеть Китай совсем по-другому, чтобы не стать жертвой других больных, вынуждены делать вид, что тоже не любят китайцев. Особенность менеджмента нашего южного соседа в продвижении своей политики состоит в том, что она проводится через награждения, поощрения и поддержку людей. А наш северный сосед сдерживает писхологию общества через запугивание и наказание.