Загадочное «племя» тумат у тувинцев, хакасов, алтайцев и монголов
Одно из наиболее часто встречающихся этнических имен в Сибири – тумат. Так называются роды у хакасов, тувинцев и алтайцев.
Кроме того, род с таким же именем известен у якутов. Современная бурятская этнонимия не знает такого рода, но в монгольских исторических преданиях и письменных памятниках встречается этноним тумэт. Так называется современный этнос в Южной Монголии. Такой же термин бытует в преданиях бурят в качестве парного наименования хоринского племенного объединения – хори-тумэт или хори хухэ тумэт (хухэ синий). В письменных источниках 13-14 веков тот же народ именовался хори-тумат.
Большинство ученых признают хори-туматов тем этносом, от которого ответвились роды с названием тумат у тюркских народов. Дискуссия идет лишь о том, являлись ли туматы отдельной этнической группой, на протяжении ряда веков состоявшей в союзе с этносом хори, или же туматы были частью самих хоринцев. До середины 20 века в общем не было сомнений в том, что туматы представляли собой военное формирование хоринцев, в подтверждение чему приводили фразу источника 14 в. о том, что туматы «были отдельным племенем и войском». Такой подход логично объяснял, почему в составе современных бурят нет рода тумат, но сохраняется представление о двойном названии одного этноса – хори-тумэт. В последующем ряд ученых развил старую мысль якутского ученого Г.В. Ксенофонтова о том, что туматы или тумэты являлись отдельным племенем, временно состоявшим в союзе с хоринцами. Эта теория никак не могла объяснить отсутствие рода тумат у бурят, но зато подкреплялась наличием такового рода у южносибирских тюрок и якутов.
Очевидно, объяснение этой ситуации должно скрываться в особенностях социальной организации у монгольских народов в период перед образованием империи Чингисхана. Действительно у онон-керуленских монголов отмечается традиция особых объединений, формировались которые из представителей разных родов одного племенного союза или раннего государства. Внутри политии, созданной ханом Хабулом, было сформировано объединение джуркин, куда вошли представители разных родов. Они были отобраны по принципу храбрости, воинственности и отданы под власть старшего сына Хабула. В начальные годы деятельности Чингисхана это формирование было им разгромлено, а люди из него разошлись по своим прежним родам или попали под власть соратников Чингисхана.
Такой же принцип можно предполагать для начала выделения туматов из числа хоринских родов. После разгрома хори-туматского восстания монголами Чингисхана в горной Бурятии и на севере Хубсугульского района туматское объединение было распущено. Участники воинственного сообщества вновь вернулись по своим родам, поэтому никакого рода тумат среди бурят нет. Расформировав сообщество, монголы переподчинили часть туматов ойратам. Но и среди ойратов нет рода тумат, хотя встречаются почти все роды старшего крыла хоринских родов и один – из младшего.
Правитель ойратов Худуга-беки, что показательно, младшего сына назначил своим преемником, а для старшего сына выделил очередное объединение под названием багатут «багатуры», «витязи”. Также как в прошлом поступил Хабул-хан, позволив старшему сыну создать джуркинское воинское сообщество. Любопытно, что в 1430-х годах, как предполагают некоторые южномонгольские исследователи, багатуты возглавлялись представителями баргутского рода, а баргутами монголы раньше собирательно называли кроме самого племени баргу, также и хори, туматов и тоолесов. Таким образом, велика вероятность того, что багатуты были составлены в немалой части из представителей тех же туматов. Это может объяснить, почему у ойратов нет рода тумат: те из них, кто не вернулся в структуру хоринских родов, попали в новое объединение и приняли наименование багатут.
Остается понять, почему род с названием тумат фигурирует среди тюрок. Вероятно, тут проявилась та особенность, по которой этносы часто именуют своих соседей не их самоназванием, а прозвищем по роду занятий, с которым они ассоциируются. Туматы, практически всюду, где они отмечены историей, славились воинственностью или гордостью, надменностью. В бурятском языке до сих пор слова туматай и тумархуу означают надменного, важничающего человека. Очевидно, у окружающих их народов название воинского сообщества тумат стало ассоциироваться в целом с хори-туматами, причем этническое имя хори у тюрок отступило на второй план, а социальное тумат вышло вперед. Примерно также у русских социальный термин варяг затмил собой реальные скандинавские этнонимы. Кроме того, высока вероятность, что отдельные отряды повстанцев из числа туматского объединения отступали в тюркские регионы, где за ними естественно закреплялось громкое прозвище воинов-туматов, а не этническое имя хори. Тем более, что вдали от своего племени эти повстанцы не могли разойтись по своим родам. Так и получилось, что имя тумат в качестве родового этнонима присутствует именно там, где нет самих хоринских родов.
В Монголии род тумат в соседстве с родом булгачин ныне проживает в Центральной Гоби, вдали от материнского этноса. Не исключено, что это потомки тех ста семей хори-туматов, которых отдали потомкам убитого ими заместителя командующего Войска Правой руки Борагула в качестве возмещения за кровь. По преданиям южных монголов от тех же ста семей происходит и первичное ядро тумэтского этноса, проживающего от Хухэ-хото до Хухэ-нура. Однако не все формирования воинского типа распадаются. Ойратские багатуты, хотя и не стали крупным племенем, но часть из них постепенно превратилась в общность уже не военного, а этнического характера, став одним из родов. В 17 веке русские документы снова отмечают у хори-бурят двойную структуру – «коринцы и батулинцы» или «корильцы и батуринцы». Несомненно, батулинцы и батуринцы – это названия военного сообщества тех же хоринцев. По окончании войн и столкновений батулинцы постепенно образовали новый, самый молодой, 11-й род современных хоринцев – род батунай. А осколки туматских повстанцев, рассеянные по Сибири и Центральной Азии, сегодня являются общим этническим элементом тувинцев, хакасов, алтайцев, якутов, бурят, халхасцев и южных монголов.