Монгольские языки
Монголы, или монголоязычные этносы, расселены по Азии и Европе, занимая степные, лесные, горные и приморские области.
Территория распространения монгольских языков и диалектов не является сплошной, существует не так мало монгольских народов, живущих в значительном удалении от основного массива монголов, посреди других языковых и этнокультурных стихий. Кроме того, сегодня внутри монгольских зон встречаются анклавы тюркских и тунгусо-маньчжурских языков, а также существует множество зон контактов монгольских языков с сино-тибетскими, славянскими и другими. Подобная картина не нова, уже в древности складывались зоны, в которых рядом с монголами проживали представители не только перечисленных языковых групп, но и самодийцы, палеоазиаты, корейцы, иранцы.
В периоды протяженных миграций хуннов, аваров, татар монголы оказывались посреди индоевропейских и тюркских народов. После распада Монгольской империи отдельные группы монголов оказались оторванными от основного массива монголоязычной популяции. Одним из последних крупных переселений было движение ойратов в 17 веке на Волгу, где они постепенно сложились в новый этнос – калмыков. Все это предопределило заметное отличие некоторых ветвей монгольского языкового древа друг от друга, а также многообразие письменных систем. Например, такой этнос, как дагуры (дауры), безусловно, имеют язык монгольской группы, но с таким большим процентом общей лексики с тунгусо-маньчжурскими языками, что долгое время его считали тунгусским. Интенсивно впитывали элементы сино-тибетских языков монголы, оказавшиеся в Хухэ-нуре (Кукунор), центральных районах современной КНР. Особенности языка XIII века сохранили небольшие монгольские этносы в Китае (баоань, монгоры), Афганистане (моголы). Предки бурят, расселившиеся на обширной территории вокруг Байкала, издревле тесно контактировали с этносами тюркской и тунгусо-маньчжурской групп, перенимая от них часть лексики и, не исключено, некоторые особенности фонетики. Бурятский язык в фонетическом плане стал одним из самых своеобразных монгольских языков, несмотря на то, что предки бурят на протяжении почти тысячелетия проживали в территориальном контакте с основной массой монголов.
Для всех основных диалектов бурятского языка характерны отсутствие аффрикат, наличие звука “h” (фарингального спиранта) на месте общемонгольского -с, а также некоторые слова, не встречающиеся в других монгольских языках. Некоторые монгольские архаизмы, такие как звук «к» сохранились у нижнеудинских бурят и ононских хамниган.
Диалект хоринцев, легший в основу литературного бурятского, имел все черты, отличающие его от языков соседних монгольских народов, таких как халха и позднесредневековых ойратских диалектов. Те же самые черты сближали хоринский с диалектами ленско-ангарских и саяно-ангарских бурят – эхиритов, булагатов и хонгодоров. Этот факт доказывает, что уже в XIII веке появились характерные черты, позднее составившие отличительные особенности бурятского языка. Дело в том, что значительная часть хоринцев в бурные годы становления Монгольской империи была вынуждена покинуть Прибайкалье, куда вернулась только в 1594-1613 гг. Вернувшись на свою прародину, хоринцы менее пятидесяти лет провели в тесном контакте с носителями эхирит-булагатского диалекта. В 1640-х годах территориальная смычка хоринского и эхирит-булагатского уже исчезла, но в обоих диалектах зафиксированы общие бурятские особенности. Очевидно, что эта общность не могла сложиться только путем взаимовлияний всего за сорок с небольшим лет не очень тесного контакта.
Примерно то же самое можно сказать о языке бурятской этнической группы хонгодоров, который обладает всеми перечисленными бурятскими свойствами, при этом, он почти равно близок к эхирит-булагатскому и хоринскому. Происхождение хонгодоров до сих пор вызывает споры ученых, но их язык неопровержимо свидетельствует о том, что эта этническая группа происходит с той же общей территории, на которой совместно проживали предки хоринцев и носителей эхирит-булагатских говоров. Звук “h”, отсутствие аффрикат и общая специфическая терминология заложили основы своеобразия бурятского языка, которое существовало до XIII века и сохранилось по сей день, несмотря на трудные испытания, выпавшие на долю носителей этих диалектных особенностей, и века, проведенные ими вдали от своей прародины.
Диалект монголов, обитавших на территории между озерами Хубсугул и Байкал, по Ангаре и верховьям Лены, в горных районах Восточного Саяна, конечно, складывался не сразу. К моменту образования державы Чингисхана он уже был достаточно развит и обладал некоторыми из своих устойчивых особенностей. В частности звук “h” вместо “с” явно наличествовал в языке этносов региона уже в ту эпоху. В меньшей степени чем у бурят имеется эта особенность и у якутов, в состав которых вошли и позднее были ассимилированы тюрками монголоязычные этносы Прибайкалья. Разрыв между предками бурят и монголоязычной частью предков якутов состоялся, по всей видимости, около XIII века.
В свою очередь, эти факты говорят о том, что этносы, говорившие на «h диалекте», проживали в особой этноязыковой и этнокультурной зоне достаточно длительное время, причем на сложение их диалекта активно влияли контакты с языками, с которыми не контактировали, или контактировали в меньшей степени, диалекты онон-керуленских и других монголов. Эта зона, скорее всего, располагалась на обширной территории вокруг оз. Хубсугул, на западном побережье Байкала, по Восточному Саяну, рекам Ангара и Лена.
Другая крупная монголоязычная зона, вероятно, с глубокой древности захватывала районы современных Маньчжурии, Восточной Монголии, истоков и верховьев Амура. Собственно говоря, по одной из теорий, именно здесь складывался протомонгольский язык, от которого ответвились все последующие языки и диалекты монголов. Сложение протомонгольского протекало в условиях распада праалтайской языковой общности. Поиск прародины монголов соотносится с данными лингвистической реконструкции протолексиконов. Среди общемонгольских названий основных копытных, пушных зверей и хищников таежной зоны нет тюркских параллелей, но есть тунгусо-маньчжурские и, что особенно интересно, самодийские. В праалтайском очевидны только термины, обозначающие виды благородного оленя, изюбря или марала. До сих пор названия самца и самок этого животного впечатляюще близки во всех трех алтайских группах. Монголо-тюркские параллели выявляются в семантических группах названий диких и, частично, домашних животных, связанных со степным ландшафтом. Но названия домашнего коня, кобылы и жеребенка в монгольских резко отличаются от тюркских, при этом обнаруживая полные аналогии в тунгусо-маньчжурских языках, общий «предок» которых зарождался очевидно поблизости от протомонгольского.
В сюжете: лингвистикаэтнос