Уважение к земле, древним традициям и своему народу - отличительные черты монгольской литературы
Монгольская нация имеет богатое культурное наследие и бережно хранит многочисленные памятники устной и письменной литературы.
С ранних времен он широко использовался при обучении и воспитании детей, и именно по этой причине фольклор до сих пор известен всем монголам. Монгольская литература находится под большим влиянием устных произведений, передаваемых кочевниками из уст в уста на протяжении многих веков. «Три глыбы» монгольской литературы: Сокровенное сказание монголов, Гэсэр и Джангар отображают многовековые традиции героического эпоса Евразийской степи. Монгольская литература также является отражением общества в тот или иной момент, уровня политического, экономического и социального развития, а также ведущих интеллектуальных тенденций.
Устные произведения имеют различные формы: сказки, легенды, пословицы, мудрые изречения, учения, загадки, стихи, поэтические стихи, героические эпосы и оды. Поскольку это устная форма, все они передавались или исполнялись под аккомпанемент национальных струнных инструментов, таких как морин-хуур и товшуур.
Самым древним произведением, дошедшим до нас наиболее полным, считается «Сокровенное сказание монголов», которое также является и самым известным произведением монгольской литературы за рубежом.
Однако оно содержит отрывки более старых стихов. Работы, которые ярко сохраняют дух и стиль «Сокровенного сказания монголов», включают в себя такие выдающиеся памятники монгольской прозы и поэзии XIII века, как «История двух коней Чингисхана», «Легенда об Аргасуне, Рапсоде» и «Мудрый спор мальчика-сироты с девятью военачальниками Чингисхана». Также одним из сокровищ монгольской литературы считается стихотворение монгольского солдата Золотой Орды Монгольской империи, посвященное его матери и написанное на бересте.
Самая большая форма в отечественной литературе называется «туульс» или «эпопея», она возникла много веков назад.
В поздней половине XIX века в произведениях поэтов Д.Равжаа хутугта (1803-1856), В. Инжиннаша (1837-1892), Б. Гулранса (1820-1861), Гэлэгбалсана (1846-1923) и Р.Хишигбата (1899-1916) было выражено новое направление в монгольской письменной литературе.
Современная монгольская литература началась в 1920-х годах и представлена произведениями известных поэтов и писателей: Д. Нацагдорджа, Ц.Дамдинсурэна, Б.Ренчина, С.Буяннэмэха, Д.Цэвэгмэда, Д.Намдага, Ч.Лодоидамбы, Б.Явуухулана, Ч.Чимэда, Л.Тудэва и Д.Пурэвдоржа.
Своего расцвета в МНР достигла и драматургия. Известные драматурги Ч. Ойдов, Э. Оюун, Ш. Нацагдорж и Л. Ванган создали произведения о жизни своего народа. Их лучшие пьесы ставятся на сценах театров республики.
В 1956 году Никита Хрущев открыто и прямо критиковал Иосифа Сталина и инициировал оттепель в советском обществе. Бэгзийн Явуухулан (1929-1982), который в то время начинал свою карьеру в качестве поэта и переводчика, видел возможность развить монгольскую литературу после ее почти двух десятилетий томления среди повторяющейся мрачности Сталина и Ленина, энтузиазма, благородного крестьянства и призывов против капитализма и некоммунистического мира.
Его идея состояла в том, чтобы возродить литературные традиции дореволюционной Монголии - уважение к земле, меняющиеся времена года, празднование истории и родословной монгольского народа и даже (иногда тайно) признание шаманской и буддийской духовности - и одеть их в стилистический и тематический язык современного мира.
Движение, которое было вызвано его усилиями, было названо «Новая тенденция» (на монгольском «Шинэ Хандлага»), и его можно рассматривать как подготовившее почву для большей части поэзии Монголии во второй половине двадцатого века.
Явуухулан писал много, он собрал вокруг себя студентов, которые затем стали самыми влиятельными поэтами 1980-х и 1990-х годов. Он также был плодовитым переводчиком и хорошо известен своими переводами произведений Сергея Есенина.
Более тысячи произведений 100 монгольских писателей были переведены на 20 иностранных языков, опубликовано 9,5 млн. экземпляров.
Закон о культурной политике государства направлен на поощрение и укрепление развития национальной культуры и продвижение этих достижений на мировой арене.
Трудно представить себе монгольскую поэзию ХХ века без Д.Нацагдоржа. Он родился в 1906 году рядом с озером Галутай в хошуне Дархан Чин Ван-хошуу (то, что сейчас является сомоном Баяндэлгэр аймака Тов), в бедной семье дворянина.
Однако начиная с 1930 года, Нацагдорж стал все более сомневаться в левой идеологии. Он был арестован в 1932 году, но позже в том же году был выпущен. Умер он в июне 1937 года, ему был всего лишь 31 год. Союз монгольских писателей в 1981 году возвел мемориальный памятник в заповеднике Гун-Галуутае, на его родине.
В заключение добавим, что издревле монголы уважали любую книгу, и до сих пор считается грехом перешагнуть через нее.