Путешествие в Монголию: кто обманывает больше
Намхаю в российском университете ставили тройки, потому что он «якобы» плохо знал историю. Когда речь заходила о монголо-татарском нашествии, он рассказывал о нем то, что знают все монголы, однако это не совпадало с данными из российских учебников. Разве вам не интересно выяснить, кто обманывается больше?
Некоторые люди совсем не представляют, как много впечатлений можно получить, погостив в Монголии. Раскрыть глаза россиянам на эту страну — цель корреспондента DEITA.RU.
День 12. Сегодня составила топ-10 мест, обязательных для посещения, если вы-таки добрались до Монголии:
1. Площадь Сухэ-Батора. Это центральная площадь столицы, на которой расположились самые главные достопримечательности Улан-Батора.
2. Монументальный комплекс Золотой кнут. Здесь фигура самой большой лошади на планете, от размеров которой захватывает дух.
3. Мемориал Зайсан. Здесь можно увидеть весь город с высоты птичьего полета, это самая известная смотровая площадка Монголии, памятное место и даже место для спортивных тренировок, если подниматься в темпе.
4. Дворец Богдо-Гэгэна. В настоящее время это музей Богдо-Гэгэна VII, в прошлом его резиденция.
5. Национальный парк Горхи-Тэрэлж. Здесь самый большой парк динозавров, каменная черепаха и невероятная монгольская природа.
6. Пустыня Гоби. Считается, что каждый гость страны должен встретить рассвет в Гоби. Пусть это стало «мейнстримно», но оно того стоит.
7. Монастырь Эрдэнэ-Зуу. Или Эрдэни-Дзу — самый древний монастырь в Монголии, построенный на месте столицы Чингисхана — Каракорума.
8. Национальный парк Богд-Хан-Уул. Здесь есть возможность прогуляться по лиственному лесу, покорить вершину и сделать отличные фото на память о Монголии.
9. Озеро Хубсугул. Чистейшая вода, олени и яки. Младший брат Байкала точно сумеет удивить вас девственной природой.
10. Дацан Гандан. Это священное место находится недалеко от центра Улан-Батора, здесь живет до 150 лам, которые проходят обучение и совершают тут все религиозные обряды согласно тибетскому буддизму.
Сегодня мы с моим монгольским другом Намхаем решили съездить в Дацан Гандан или Гандантэгченлин. От повторного посещения впечатление осталось совсем другим. Внутри дацана находится статуя Будды высотой 26 метров. Пока туристы стояли и заворожено разглядывали статую, мы поднялись по деревянным ступеням на второй ярус храма. Нас остановил священнослужитель, тем более что мы не заплатили за вход. Намхай сказал ему несколько слов, что-то типа: «ну мы же монголы, неужели не договоримся? » Ну да, я еще та монголка. Наверху мы поравнялись с головой статуи, и я смогла рассмотреть все ее детали. Когда сделали традиционный «круг» внутри буддийского храма, вышли на улицу, не поворачиваясь к святыне спиной. Пошел дождь, который испугал иностранных туристов и все быстро «рассосались», а мы остались на территории большущего религиозного центра практически одни, потанцевали под дождем и даже зашли в религиозное помещение, где ламы читают мантры.
После мы успели заскочить на небольшой пищевой рынок. Там я купила ааруул – монгольскую сладость, которая похожа на сушеный сладкий творог. Он изготавливается из молока — овечьего, козьего, коровьего или верблюжьего, которое проходит несколько этапов подготовки, а затем высушивается на солнце. Его твердость можно варьировать в зависимости от степени просушки и ингредиентов, используемых при изготовлении. Ааруул может храниться весь год — не теряет своих вкусовых качеств и обладает большим количеством полезных свойств. Он содержит достаточное количество белка и кальция, что способствует укреплению костей. Поэтому до недавних пор среди монголов отсутствовали такие болезни, как остеопороз и кариес. Но, с интенсивным переходом в последние годы на оседлую жизнь и с уменьшением употребления ааруула, среди монголов резко увеличились болезни зубов. Сейчас ааруул производится промышленным способом и его можно приобрести в местных супермаркетах. В супермаркетах можно найти ааруул любых форм, размеров и вкусов. Он может быть мягким, твердым, кислым, сладким и даже острым.
В машине Намхай рассказал мне, что у него на работе появился новый коллега из России, которому он хочет устроить экскурсию по городу. Я тоже была не против поделиться «с Андреем из Новосибирска» тем, что знаю о Монголии. Но даже во время прогулки я сделала новые открытия. Например, Намхай рассказал, что в советские времена в Монголии в ходу были фамилии и имена, а сегодня монголы используют фамилии, имена и отчества, но в не привычной для нас форме. В порядке убывания значимости идёт отчество без окончаний – вна, или -вич, а потом имя. Так, Пушкина в Монголии звали бы просто: Сергей Александр.
Во время экскурсии я наступила на ногу Намхаю и тут же протянула ему руку для рукопожатия. Он был сильно удивлен, так как об этой традиции знают далеко не все туристы. Монгольское суеверие гласит, что нужно пожать руку человеку, которому ты наступил на ногу, иначе вы станете врагами. Так что не удивляйтесь, если человек, только что топтавшийся на вашей ноге, начинает жать вам руку.
Вместе с Андреем мы вновь открыли ночной Улан-Батор, зашли поглазеть на несколько монгольских клубов. Даже не платили за вход, сказали, что просто хотим взглянуть одним глазком. Ну мы же иностранцы, как нам не показать монгольский «тусичь»? Некоторые клубы с виду очень не презентабельные, да и находятся в злачных местах. Зато внутри все достаточно прилично, интересные дизайнерские решения с зеркалами, шумные танцполы и современные музыкальные композиции. Мы даже заглянули в клуб для тех, кому за… Он скорее похож на ресторан, в центре зала которого танцуют. В целом, от русских клубов и баров больших отличий нет. В столице можно найти заведение для любого кошелька или дресс-кода.
Монгольским кочевникам времен Чингисхана даже не снилось, как будут «отжигать» их потомки. А вот как «развлекались» наследники Чингисхана, мы узнать можем. Благодаря тому, что во время Второй мировой войны было найдено «Сокровенное сказание монголов». Десятки ученых в разное время работали над переводом сказания на мировые языки. Дополнительную сложность вызывает тот факт, что книга была написана древнекитайскими иероглифами, которые передавали с помощью звуков древнемонгольский язык. Плюс в ней использовалось большое количество географический названий, а значит, существовала необходимость топонимического анализа. Намхаю в российском университете ставили тройки, потому что он «якобы» плохо знал историю. Когда речь заходила о монголо-татарском нашествии, он рассказывал о нем то, что знают все монголы, однако это не совпадало с данными из российских учебников. Разве вам не интересно выяснить, кто обманывается больше?
Если хотите понять монгольскую культуру, а главное узнать невыдуманную историю Монголии, стоит прочесть книгу Джека Уэзерфорда «Чингисхан и рождение современного мира», которая есть в свободном доступе в интернете. Поверьте, сознание перевернется, и вы поймете, как мало мы знаем о могучей империи, благодаря которой изменился мир.