Россияне наигрались «в монголов»?
Степь – бескрайние просторы, прозрачный и недосягаемый купол неба.
Степь – летняя жара и духота сменяются зимними вьюгами и стужами.
Степь – последние капли воды из бурдюка, а до родника еще далеко.
Степь – травы по пояс, одуряющие запахи цветов.
Степь – бессчетные стада и табуны.
Степь – люди, что бесстрашно пересекают ее из конца в конец.
Люди, которые учатся ездить на лошади раньше, чем ходить.
Люди, которые сызмальства знают свое место у очага и пристойный им кусок баранины.
Люди, которые возят свой дом с собой, и всегда ставят его входом на юг.
Люди, которые поклоняются разным богам, но всегда чтят радость первых встреч, верность роду, удачу в охоте.
Люди, которые пока никуда не торопятся…
Но через несколько лет именно они обернут вокруг своего живота шелка Китая, постелят в юртах ковры Самарканда и Бухары, напоят лошадей водами Итиля, а в услужение поставят гордых властителей древнейших царств.
http://steppe-arch.konvent.ru/about/
Несколько лет назад в рунете жил один популярный проект-игра. Есть такие «исторические» реалити-игры – их участники пытаются наяву воссоздать события прошлого, либо в действии «примерить на себя» реалии времен минувших. Не всегда опираясь на сведения из документальных хроник и прочей серьезной литературы. Словом, реконструкция. Особенным успехом, разумеется, пользуются сюжеты войн всех времен и народов.
Поклонники «военно-исторической» игры «Великая Степь» съезжались в окрестности Москвы со всей России, включая Сибирь и Забайкалье. Здесь они делились на четыре основные команды по числу и названиям главных (по их мнению) военно-племенных группировок Степи времен Чингисхана. Так, они с упоением играли в «монголов», «татар», «найманов» и «кераитов». Их уже не устраивали компьютерные орки и эльфы. История, пережитая «на собственной шкуре», в самой реальной реальности – казалась им гораздо интереснее.
Примечательно то, что игра эта была не только массовой в масштабах целой страны, но и отличалась весьма скрупулезным подходом во всех деталях. Начиная от вооружения, одежды и приготовления «аутентичной пищи» - до личных отношений персонажей истории Степи.
«Мастера планируют к закупке следующие аутентичные продукты: мясо (баранина, свинина, курица), масло растительное, мука пшеничная, молоко, чай. Список рецептов приготовления аутентичных блюд можно скачать…»
Всё это должно было служить и соответствовать той «правде», которую игроки почерпнули из разного рода источников. Впрочем, картиной мира тут руководили некие «Мастера», организовавшие весь остальной «народ» через интернет и руководившие игрой в реале.
Интересно, что от игроков требуется и некоторая литературная подготовка – есть у них даже что-то вроде своего «священного писания», составленного довольно разносторонне. «Из многих десятков книг мастера считают обязательным для игры следующие литературные источники: 1. «Сокровенное сказание монголов» (в переводе Козина С.А.) – первоисточник; 2. «В поисках вымышленного царства» Л.Н. Гумилева - историческое исследование; 3. «Жестокий век» И. Калашникова - художественное произведение».
Судя по записям на сайте, число игроков в разное время – от 200 человек на раз. Одна игра длилась трое суток. Организация была на хорошем уровне, общие утвержденные Правила, оргвзносы (от 300-350 рублей), медицинская страховка (с возмещением страховой Компанией до 2 000 у.е.!), связь, транспорт, ответственные лица… Словом, уровнем организации это сообщество может напомнить либо тайный орден, либо «организованную преступную группировку»)) Хотя это даже не «бригада» или банда. А как минимум четыре военных союза!))
Против кого дружим?
Вот, например, из «описания народов» Великой Степи на сайте:
ТАТАРЫ: «Долго татары были настолько сильны, что позволяли себе не заключать союзов, а воевать со всеми окружающими их племенами ...татары ухитрялись напрячь отношения с любыми племенами. Изворотливые хитрецы, они не слишком заботились о долговременных интригах… С монголами у татар кровная вражда, с кераитами – глухая ненависть. Пожалуй, единственный народ, у которого нет счетов к татарам – это найманы, и то потому, что появились в степи недавно, да и границы их земель с татарскими не соприкасаются…».
НАЙМАНЫ: «…Величие предков, создавших династию в великом государстве, дает найманам право смотреть на остальные племена немножечко сверху вниз. Неудивительно, впрочем, что остальным племенам этот взгляд не нравится, и в Степи до сих пор относятся к найманам несколько отчужденно – не то чтобы чужаки, но ведь и не свои. Нарочито медлительные в своей важности, они еще и религию исповедуют не ту, которая принята в Степи – найманы большей частью приверженцы христианства… Сейчас только фигура Инанч-хана не дает найманам развалиться на два ханства. Что-то будет дальше с этим народом?».
КЕРАИТЫ: «…Многолюдное, богатое и культурное Кераитское ханство было окружено со всех сторон врагами, а родовичи вместо того, чтобы крепить державу, вступали в сделки то с найманами, то с меркитами, то с татарами… Кераиты подвластны Единому богу, но преданности и верности своему хану у них нет – они подчиняются скорее силе и здравому рассудку, нежели клятвам».
МОНГОЛЫ: «Никто в Степи не считает себя такими равными друг другу, как монголы. Их нежелание подчиняться, их стремление к воле – притча во языцех. Да, у них в каждом племени есть хан, в каждом семействе – отец. Однако и хана считают они всего лишь «первым среди равных», да и от отцов часто откочевывают богатыри, именуемые «людьми длинной воли», не желающие подчиняться установленным правилам.
Нежелание и неумение подчиняться единой власти у монголов издревле… Только очень сильные люди – вроде Хабул-хана или хана Амбагая - могли стоять во главе этих гордых и неуступчивых племен… и начинается возвышение Тэмуджина – с переменным успехом то привлекает он, то отпугивает от себя разрозненные кочевые племена. Впрочем, он всё ещё остается в тени своего побратима – Джамухи. Но к Тэмуджину приходят люди. Люди, увидевшие в нём того, кто всё изменит к лучшему…»
Война или «войнушка»?
Любопытно было бы посмотреть на такую – хорошо сколоченную, тренированную и вооруженную, массовую и разветвленную по всей стране – армию «наследников Великой Степи»… Как противовес нацистским и фашистским радикальным группировкам России?
В таком ракурсе становится довольно подозрительным, что игры «степняков» вроде как и прекратились (новых сообщений о наборе участников на сайте нет) – но ресурсы продолжают работать в Сети, невзирая на платный хостинг. Сейчас это не только информационный сайт, но также связанные с ним форум и блог на платформе ЖЖ... Степь выжидает? Или ее последователи вдруг вспомнили о своей посконной этнической принадлежности?
А может быть, вчерашние «багатуры Чингисхана» и воины «дикой татарской орды» увлеклись сегодня уже действительно реальной войной, которую ведет Россия? На чьей стороне, интересно, выступают они, поднаторевшие в военном искусстве кочевников? За кого болеют? Как бы то ни было, вероятно, подумывают, что именно теперь неплохо было бы воссоздать непобедимые (чья слава неподвластна времени!) войска Великой Степи – в самом что ни на есть реале…
«Проклятые вопросы» русской истории
Остается вдогонку лишь восхититься ностальгическому упорству русского народа, сквозь века взывающему в неведомое прошлое! И в неустанном недоумении так настойчиво требующему ответов – то ли тех самых степных народов, растворившихся в составе новообразованных наций, то ли от самого Неба – Вечного Тэнгэри:
«Какой огонь горел в их сердцах?
Что заставило их пойти к Последнему морю?
Что сделало их величайшими завоевателями всех времен и народов?
Как смогли они, малообразованные и некультурные, заставить трудиться на себя лучших ученых, писателей, мыслителей, поэтов, инженеров?
Как, не знавшие иного права, кроме обычая, смогли оставить после себя один из сложнейших и полноценных сводов законов?
Что было в них такое, что породило вождя, поднявшегося от колодок раба, до власти над десятками миллионов жизней?
Могло ли быть иначе? Мог ли другой стать вождем всех монголов? Был ли предопределен богами или материалистическим ходом истории великий монгольский поход?
Что они чувствовали? Как принимали решения? Как ели и спали? Как любили близких и как поминали предков?
Мы убеждены, что современная история зарождалась на степных просторах Азии под песни акынов. Мы считаем, что именно там – на просторах Великой Степи в конце 12-ого века – начался отсчет эпохи, которая перевернула все представления человечества о вере, долге, чести, морали, законе, границах, вере, расстоянии, богатстве. Начался отсчет эпохи, которая покончила с крестовыми походами и вынудила Европу перейти к интенсивному развитию.
Мы убеждены, что империя Чингиз-хана оказала определяющее влияние на формирование той России, в которой мы с вами сейчас живем. Мы считаем, что сюжеты и герои, а также человеческое благородство, подлость, коварство и любовь одинаковы на разных концах континента.
Мы хотим понять - как на пустынной окраине обитаемого мира за считанные годы возникла империя, сумевшая изменить весь мир.
Мы хотим разобраться, что двигало чингизовыми "людьми длинной воли", во имя чего они седлали коней и шли в дальние походы без надежды на возвращение в родную степь. Мы хотим понять, во что они верили и ради чего жили.
Нам это интересно! А Вам?»
P.S. Мастерская группа благодарит игроков, полигонщиков и врачей за то, что мы сделали по настоящему красивую игру. Спасибо! //Великая Степь: Рассвет Империи http://steppe-arch.konvent.ru/
Из памятки игрокам:
Было бы уместным приветствовать людей в Степи соответствующим образом: например так: «Санбайна, ахмад!» (здравствуйте, уважаемый), или «Амгалан, хагарах!», - (удачи тебе, парень!), или «Баярлала, Гурбесу-Эхе!» (Спасибо, мать Гурбесу). Слов этих восемь-десять, запомнить их при желании нетрудно. Если особо хотите выделиться, то найдите в словаре слова «старшая сестра по мужу» или «младший брат старшей жены».
- САНБАЙНА! – здравствуй
- АВГАЙ – мать, женщина (обращение к уважаемой женщине)
- ХАГАРАХ – парень (обращение к младшему)
- ОХИН- девушка, девочка, дочка (обращение к младшей)
- АХМАД – обращение к старшему
- АМГАЛАН! – благополучия тебе!
- БАЯРЛАЛА! - спасибо (от БАЯР – радость)
- СЭЧЕН- мудрый (добавляется к имени уважаемого человека, например Гарма-сэчен)
- ЭХЕ – мать (добавляется к имени уважаемой женщины, например Галсан-эхе).
Не забудьте, что приветствие состоит из нескольких фраз вроде «Санбайна, ахмад Таян. Хорошо ли перезимовали твои стада?» или «Амгалан, Еши-Эхе, здоровы ли ваши дети и множится ли их число?». Чем более витиеватым будет ваше приветсвие, тем более благожелательный прием встретит ваш персонаж в чужих гэрах.