Пять путей к обретению счастья
Алексей Тенчой о том, человек , продвигаясь к достижению Пробужденного состояния во благо всех существ, в идеале проходит пять Путей.
Первый Путь – так называемый Путь Накопления. На этот Путь человек вступает в тот момент, когда в потоке его сознания появляется мысль о принесении блага всем живущим существам. Существует тридцать семь аспектов пробуждения, и на первом Пути Накопления человек проходит двенадцать практик из тридцати семи, разбитых на три группы.
Первая группа практик на Пути Накопления – так называемый «малый уровень» - подразумевает размышление человеком о смысле «Четырёх Благородных истин» (Благородная Истина Страдания, Истина возникновения Страдания, Истина прекращения Страдания, истина Пути) посредством «Четырёх осознаний», таких как:
1. Осознание тела для размышления над истиной страдания, так как тело – это результат и главная причина несчастий: человек, руководствуясь в большей мере своими физиологическими потребностями, стремится к их максимальному удовлетворению, а значит – чувствует неудовлетворённость. Удовлетворив свою потребность, Человек начинает бояться, что достигнутое состояние прервётся и вынуждает самого себя на бесконечный поиск всё более эффективного удовлетворения себя. Не получив такой возможности, человек ощущает себя несчастным. Пока человек ощущает потребность в чём-либо, он становится счастлив только при создании того, чего желает, поэтому даже рождение ребёнка – результат несчастья женщины и мужчины, у которых ранее ребёнка не было.
2. Осознание чувства для размышления об источнике страданий и эмоциональных загрязнений, так как чувство – это источник страстного желания, которое является главной причиной загрязнений, таких как, например: неведение, страсть, гнев, гордость, зависть.
3. Осознание ума для размышления над истиной о прекращении, потому что для его прекращения необходимо анализировать ум, который является основой представления об эго – то есть анализируя ум, человек расотождествляет своё сознание (самого себя) с тем, что было им приобретено в ходе взросления и обретения опыта (то, что называется умом), и может смотреть на желания ума не как на свои собственные, что помогает усмирить эго.
4. Осознание дхарм (истинных норм ,правил, принципов и т.п.) для размышления над истиной пути, поскольку это основа для понимания цикличного существования и прекращения страданий – то есть воздаяния за определённые «ненормальные», «неправильные» поступки и освобождение вследствие «нормальных» и «правильных».
Вторая группа практик на пути Накопления – «средний уровень» - подразумевает тренировку в «Четырёх Совершенных Очищениях». Практикуя четыре осознания «малого уровня», человек на деле использует полученную энергию (понимание). Четыре Совершенных Очищения:
1.Не порождать ничего недобродетельного, что ещё не появилось
2.Отбрасывать все недобродетельные действия, которые уже появились
3.Зарождать добродетель, которая ещё не была зарождена
4.Увеличивать добродетель, которая уже была совершена
Второй Путь – Освоения (или Применения). Ведёт человека к уровню Ария – «возвышенного», святого человека, вступившего на высший путь просветления. Путь освоения начинается тогда, когда человек достигает начального идейного (концептуального) понимания «пустоты» - то есть того, что всё существующее искажается через восприятие эго человека и на самом деле может обладать иными качествами и свойствами, не являясь при этом причиной страданий. То, как эго воспринимает сущее – несущественно, и отказ от оценочного восприятия приводит ум в состояние пустоты. Такое начальное, ещё только концептуальное постижение возникает благодаря мудрости человека, которая является результатом полноценной медитации, обязательно включающей в себя успокоение ума и видение вследствие прозрения, которое позволяет анализировать все состояния своего ума. На Втором Пути Освоения тренируются в десяти из тридцати семи аспектов пробуждения, разбитых на четыре уровня: «Жар», «Вершина», «Терпение», «Высшая (мирская) реализация».
На первых двух уровнях («Жар» и «Вершина») человек осваивает Пять Способностей, таких как: 1.Вера, 2.Усердие, 3. Осознание,
4.Созерцание, 5. Мудрость.
На третьем и четвертом уровнях («Терпение» и «Высшая реализация») человек тренируется в Пяти Силах, где Вера и другие противоядия, приведённые в Пяти Способностях, более сильные, а загрязнения – слабее, чем на пером и втором уровнях.
Третий Путь – Видения. После Второго Пути Освоения человек продолжает сконцентрировано удерживать внимание на постижении природы «пустоты». В процессе этой медитации он, в конце концов, постигает реальную высшую пустотность. Именно тогда Человек вступает на Третий Путь Видения (Пустотности). Человек, стремящийся к Пробуждению во благо всех существ (именуемый в буддизме – Бодхисаттва), при достижении Третьего Пути Видения становится Арием. На Третьем Пути Арий практикует семь аспектов пробуждения из тридцати семи, направленных на поддержание мудрости, свободной от концептуализации; осознание абсолютной природы «Четырёх Благородных Истин» (Благородная Истина Страдания, Истина возникновения Страдания, Истина прекращения Страдания, истина Пути), о которых Бодхисаттва только размышлял на Первом Пути Накопления.
Семь разделов Пути Просветления (Видения, Пустотности):
1. Осознавание – незабывание реализации видения, то есть сохранение концентрации и внимания, обращённого к пустотности.
2. Различение – мудрость, которая разрушает характеристики концепции эго, то есть разъяснение всего сущего не через восприятие эго, а через анализ ума и осознавание.
3. Усердие – радость во всех усилиях, прикладываемых для реализации, то есть Арий, осознающий роль прикладываемых усилий в той или иной практике, не омрачает свой труд эмоциональными загрязнениями, и тем самым повышает эффективность своих деяний.
4. Радость – радость при созерцании и реализации истины, то есть удовлетворённость Ария всем, что он воспринимает.
5. Управляемость – физическое и ментальное созревание блаженства без эмоций, то есть способность Ария самостоятельно достичь расслабленного и блаженного состояния без потребности в чём-либо: условиях, признании другими людьми и т.д.
6. Созерцание – однонаправленное созерцание этого состояния, свободного от эмоций, то есть сохранение безоценочного взгляда, продолжение чувствования, не зависящего от каких-либо факторов.
7. Равностность – пребывание в природе, свободной от эмоций, то есть полное соответствие Ария пустотности, который сохраняет чувство блаженства, при этом не старается проявлениями своих эмоций изменить внешнее восприятие собственного состояния.
Четвертый Путь Медитации. Этот путь имеет девять уровней, по мере совершенствования которых достигаются последние девять из десяти уровней Бодхисаттвы, таких как: 1.Радостный, 2.Незапятнанный, 3.Озаряющий, 4.Лучезарный, 5.Трудный для очищения, 6.Проявляющий, 7.Далекого Продвижения, 8.Незыблемый, 9.Превосходной Мудрости, 10. Облако Дхармы.
На Пути Медитации практикуется «Восьмеричный Путь»:
Первые два аспекта относятся к мудрости и интуиции запредельного (Праджне):
1. Правильное воззрение – осознание мудрости, уже достигнутой, то есть восприятие обретенных опытных знаний с точки зрение пустотности.
2. Правильное мышление – мысли о добродетельном и мысли о передаче другим собственного понимания.
Следующие три – к моральной дисциплине, зарождающей веру в других:
3. Правильная речь – незапятнанная четырьмя недобродетельными видами речи [заведомая ложь, неясность, несоответствие, отказ в разъяснении]
4. Правильное действие – незапятнанное тремя физическими недобродетельными действиями(не в курсе)
[не во благо всех существ, не рассуждённое по мудрости благое деяние, вместо которого стоило совершить недобродетельное, отсутствие действия из страха, лени и т.п.]
5. Правильные средства к жизни - незапятнанные притворством, вымогательством, лестью, намеками и подкупом ради обретения средств к существованию.
Последние три – к созерцанию, очищаемому препятствия:
6. Правильное усилие – усердие в очищении загрязнений.
7. Правильное осознавание – созерцание без отвлечения и очищение вторичных эмоций, таких как восторженность и вялость
8. Правильное созерцание – посредством так называемого четвертого уровня погружения (состояния внутреннего покоя и равновесия, гармонии, наполняющее человека чистым сознанием, бесконечным блаженством), который устраняет преграды к достижению сверхобычных добродетелей.
После того, как Бодхисаттва достиг десятого уровня («Облако Дхармы»), он пребывает в глубочайших созерцаниях, весьма длительных и непрерываемых, а также устраняет последние следы скверн (загрязнений) в течение всего Четвёртого Пути. Добываемая на этом наивысшем этапе премудрость окончательно освобождает Бодхисаттву и возводит в ранг Будды, обладающего двумя телами: духовным Телом Абсолюта, проявляющим себя во всех существах и являющимся высшим универсальным принципом буддизма; и Телом Чистых Форм, которое совершенно чисто, универсально, безгранично, обладает истинными атрибутами, через которые выражается неизмеримость достоинств и знания, накопленных буддами за время бесчисленных кальп (кальпа – единица измерения цикла времени в буддизме).
Пятый Путь – Больше неучения. После завершения четырех путей и десяти уровней, а также отвержения двух видов затемнений – эмоциональных и интеллектуальных, вместе с их следами, достигается Пятый Путь – непосредственно Состояние Будды, который обладает Четырьмя Телами: 1. Тело природы – чистое от происхождения, т.е. свойства которого не зависят от источника порождения; чистое от случайных загрязнений – неподвластное влиянию извне. 2. Тело Истины – тело мудрости, аспект знания, обладает 21 группой незагрязненных достижений. 3.Тело полноты и радости – идеальное духовное тело, не имеющее материальности, но обладающее цветом, светом и формой. 4. Проявленное тело – человеческий облик Будды в форме Учителя (Мастера), необходимый для проповедования Учения во благо всех существ, воспринимается во всевозможных доступных для восприятия обычным человеком, формах.