Что общего у Евромайдана и Бурятии
23 февраля в Париже у Центра Жоржа Помпиду состоялся митинг в связи с происходящими в Украине событиями.
К моему удивлению собравшихся было очень много. По неофициальной статистике в Париже и регионе Иль де Франс (Парижский регион) проживает около двух миллионов граждан Украины. В большинстве своем это выходцы из Западной Украины. Солидарность украинского народа на этот раз была очевидна. Поддержать братьев украинцев пришли молдаване, белорусы, грузины, поляки и сами французы. Представителей российских организаций или вообще россиян, которые как-то обозначили бы свою позицию или отношение, не было.
Было озвучено новое понимание того, как сейчас должна строиться политика в Украине.
Звучало много разных речей, выступали представители различных организаций, стран, очевидцы событий в Киеве. Были произнесены слова вечной памяти и благодарности в честь погибших на Майдане героев. Самому молодому было 18 лет. Было много слов о необходимости бороться за свою независимость и государственность до конца. Было озвучено новое понимание того, как сейчас должна строиться политика в Украине: полностью обновить власть, дать возможность действовать новому молодому поколению. Среди множества флагов: украинских желто-бирюзовых, французских сине-бело-красных, польских и грузинских развевались и черно-красные флаги УПА. Даже нашли старого-престарого деда – воина УПА тех еще времен, который сказал речь на украинском, суть которой я не уловила. Позиция по поводу УПА была озвучена следующим образом: борцов за свободу Украины Россия выставляет фашистами. Однако тезис, который вызвал самую бурную и громкую реакцию собравшихся, был о том, что именно сейчас пришло время для украинского народа забыть о том, что есть Западная Украина и есть Восточная, Центральная и еще какая бы то ни было, и вспомнить, а вернее осознать, что есть одна единая и независимая Украина, способная на государственность. Народ хлопал, и в воздух высвобождалось что-то настоящее! Деление украинцев на восточных и западных очевидно. Восточные украинцы, киевляне, практически не говорят на украинском языке. Они говорят на суржике, некая смесь украинского и русского языков. В массе своей православные. Западные украинцы, считающие себя настоящими украинцами, интеллектуальной элитой нации, и действительно, говорят исключительно на украинском. Русскую речь избегают, но знают русский. Моя знакомая из Львова разговаривает со мной исключительно на французском, хотя прекрасно говорит по-русски. Католики практически все.
На фоне обострившейся необходимости осознать свое единство, украинский народ может быть примером и для других народов, в том числе и для бурятского народа. И здесь сразу вспоминаются слова из видеоблога Бато Очирова о системном кризисе бурятского народа, о том, что западные и восточные – это как земная и космическая энергии, питающие и гармонично взаимодействующие, и только при этом взаимодействии возможно развитие! Если рассмотреть какие существуют социальные категории украинцев, проживающих в Париже, регионе Иль де Франс и во Франции в целом и сравнить их с подобными категориями бурят, то каждый может сделать свои интересные выводы. К первой и самой многочисленной категории можно отнести украинцев, проживающих во Франции без документов, то есть нелегально. Власть, муниципалитеты и полиция относятся к ним достаточно лояльно. Мотивированы они в большинстве своем экономическими интересами. Занятость: мужчины – строительство, женщины – уход за детьми, клининг. Вторая категория: женщины и, очень редко, мужчины, вступившие в брак с французами. Третья категория - студенты. Их очень мало, так как очень сложно гражданину Украины получить студенческую визу. Четвертая категория - предприниматели и бизнесмены, люди, имеющие свое дело во Франции. Пятая категория - политические беженцы. Из личного опыта отметила такой факт: практически все граждане Украины, просящие политическое убежище во Франции, выдают себя гражданами России или Белоруссии. Таким образом, на мой взгляд, дело обстоит примерно так: мужчины-украинцы приезжают во Францию, зарабатывают деньги и уезжают на родину строить дома для своих семей. На какие же категории можно разделить бурят, проживающих в Париже, регионе Иль де Франс и Франции в целом?
Есть ли что-то общее между независимым государством Украина и субъектом Российской Федерации Республикой Бурятия?
Первая, самая многочисленная категория: жены. Очень много девушек и женщин разного возраста создают семью и переезжают жить во Францию. На мой взгляд, женщины из этой категории полностью интегрируется в культуру, представителями которой являются их мужья. Что логично, с одной стороны! Вторая категория: студенты. В основном это девушки до 30 лет. Их становится все больше и больше. Мотивированы они достаточно стандартно: учились на инязе, желают получить качественное европейское образование в стране изучаемого языка. Третья категория - политические беженцы. Бурятам тоже дают политическое убежище во Франции! Четвертая категория: наемные служащие, либо представители либеральных профессий (артисты, музыканты), приехавшие жить и работать в Париж. Бурят, имеющих собственное дело во Франции и приехавших в страну именно на этом основании пока не встречала. Пятая категория и самая малочисленная: проживающие нелегально. Таких людей единицы. Таким образом, с бурятами, вернее с бурятками, дело обстоит так: молодые умные и красивые бурятские девушки выходят замуж за французов или приезжают учиться во Францию. Далее сценарий судьбы пока еще в процессе написания. Вот и вся статистика! Вот и весь вывод! А теперь можно увеличить масштаб и посмотреть на ситуацию с высоты даже не птичьего полета. Есть ли что-то общее между независимым государством Украина и субъектом Российской Федерации Республикой Бурятия? Присоединим сюда еще для этого самого масштаба объединённую Иркутскую область и Забайкальский край. Есть ли что-то общее между украинским, братским русскому, и бурятским, не менее братским русскому, народами? Ничего общего, если судить по опросу, который я провела среди своих друзей-земляков бурят. «Отдайте Крым и бейтесь там сами как хотите!» Ну, или еще: «Я против насилия, я вообще ни за одну сторону!». А может все-таки есть? Я совершенно не уверена, но... Би, унэн зурхэнhоо, турэл тоонто нютагтаа ерээд, Буряад хэлэн дээрээ хоорэлдэхэе hананаб! Но так хочется буряадаар хоорэлдэхэ хотя бы на родной земле!
Справка
Oб авторе: «Родилась я в Новосибирске, а школу и институты: ИГУ юр.фак и ИГЛУ романский факультет окончила в Иркутске. Работала ведущим специалистом в ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса» г. Иркутск. Занималась общественной деятельность, организовывала бурятскую молодежь Иркутской области в рамках общественной организации. В целом, глубоко разочаровалась в деятельности этой организации. Уехала в Москву, работала во французской логистической компании FM Logistic и китайской телекоммуникационной компании Huawei Technologies. Закончила карьеру в России начальником отдела кадров нефтяной компании УК «Калмнефть», г. Элиста... Жила в Калмыкии, г. Элиста год. Основной мотив - хотела познакомиться с родственным народом. Затем переехала жить во Францию. Живу в г. Париже, студентка факультета международного права университета Пари 10 Нантер. Интересы: творчество, работаю под маркой Naranart, духовное и личностное развитие, один из авторов проекта «Женский круг в Париже». Росла всю жизнь среди русских. Первый раз бурят увидела на 1 курсе юрфака. Бурятская тема всегда была актуальна для меня. В 8 классе написала работу по истории на основе книги Эржена Хара-Давана о другом взгляде на татаро-монгольское иго. Народ был в шоке после рефератов по Яну. Выучила грамматику бурятского языка на курсах бурятского, которые сама же и организовывала. Основной мотив - стыдно не знать родной язык, учитывая, что я говорю и на английском и на французском. Вот, как-то так. Жила месяц в Монголии и впервые в жизни чувствовала себя настоящей».
Фото: Мария Борголова, видео Мария Борголова