Почему России и Монголии нужны встречи с лидером Северной Кореи
Причины, по которым Москва и Улан-Батор хотят пригласить лидера КНДР, весьма различны.
От завоевания престижа до разработки независимой политики - у обеих стран есть все основания для встречи с Кимом.
По мере того как год близится к концу, становится ясно, что он стал годом изменений парадигмы в Корее и за ее пределами. Это был год Ким Чен Ына, который в своей роли Верховного Лидера Северной Кореи, будучи ранее «домашним человеком» и редко выезжая за рубеж, совершил несколько поездок за границу.
Очевидная готовность Кима выехать за пределы КНДР впоследствии повлекла приглашения нанести визит от других государств, традиционно дружественных КНДР.
В октябре прошлого года президент Монголии Халтмаагийн Баттулга пригласил Ким Чен Ына посетить Улан-Батор. Россия, со своей стороны, тоже приглашала северокорейского лидера и большую часть года надеялась на его приезд.
Посол Южной Кореи в России Ву Юн-кун недавно заявил, что Ким Чен Ын, вероятно, посетит Россию в конце ноября этого года. Тем не менее, в течение нескольких дней Кремль заявил, что предполагаемый визит Кима в Россию вряд ли состоится до следующего года.
Надежды стран на то, что Ким Чен Ын их посетит во второй половине 2018 года, вызывает вопрос о том, почему так внезапно возник интерес к тому, чтобы принять у себя руководство Северной Кореи.
При взгляде на отношения КНДР с Китаем (где Ким побывал три раза подряд), Монголией и Россией, прослеживается одна общая нить - идея дипломатической равноудаленности.
Все три страны, которые даже в относительно недавней истории поддерживали исключительные связи с Северной Кореей, решили соблюдать баланс между их связями с Пхеньяном и их отношениями с Сеулом, считает аналитик Энтони В. Ринна, специализирующийся на российской внешней политики в Восточной Азии, политике Китая и Северной Кореи.
Но, кажется, все страны осознают, что визит Ким Чен Ына не повлечет за собой негативных последствий в отношениях с Южной Кореей. Это особенно важно для Монголии и России, которые правительство Южной Кореи включило в свою «новую северную» экономическую инициативу, подчеркнул он.
Отдельно анализируя повторные визиты Кима в Китай, а также приглашение Владимира Путина и президента Баттулги к лидеру КНДР, он дает интересное представление о том, как эти страны оценивают важность связей с КНДР. Если мы и можем сделать какие-то выводы из трех визитов Кима в КНР, то скорее всего о том, что связи между Пекином и Пхеньяном остаются по-прежнему сильными. В течение последних двух месяцев своей жизни Ким Чен Ир поспешил заложить благоприятную основу для отношений между Пекином и Пхеньяном, заботясь о своем преемнике.
Однако причины, по которым такие страны как Монголия и Россия стремятся пригласить верховного лидера Северной Кореи к себе с государственным визитом, весьма различны.
Действительно, в то время как Москва и Улан-Батор публично приглашали Кима, о встречах северокорейского лидера с Си Цзиньпином не было известно до последнего момента. Пекину нечего было заранее извлекать из рекламы того факта, что Ким Чен Ын побывал на его территории.
Однако для таких стран, как Монголия и Россия, есть, как говорится, своя выгода в визите северокорейского лидера.
Отношения между Монголией и Северной Кореей имеют долгую историю, хотя и не всегда являлись дружескими.
Связи между Пхеньяном и Улан-Батором оставались стабильными в последние годы, несмотря на то, что президент Цахиагийн Элбэгдорж в свое время завуалировано критиковал политическую систему Северной Кореи во время выступления в Университете Ким Ир Сена в 2015 году.
Монголия, с региональной точки зрения, географически достаточно удалена от Корейского полуострова, чтобы на нее не сразу повлиял кризис безопасности в Корее. Однако корейский кризис безопасности имеет решающее значение для одного из ключевых аспектов современной монгольской внешней политики.
Монголия, небольшая страна, зажатая между двумя гигантами, опирается на свой статус безобидного государства, соблюдающего нейтралитет, чтобы играть дипломатическую роль в региональных проблемах, считает американский аналитик.
Таким образом, положительная роль Монголии в кризисе безопасности в Корее обеспечит Улан-Батору, пожалуй, лучшую возможность доказать свою дипломатическую роль в дипломатии малых стран.
Для России ключевой целью является восстановление российских рычагов влияния на Корейском полуострове. Несомненно, именно это Кремлем и подразумевалось, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров в мае этого года пригласил Ким Чен Ына от имени Владимира Путина.
С тех пор появилась идея о том, что Владивосток может стать местом проведения саммита «Трамп-Ким», и Ким может посетить Восточный экономический форум. В прошлом году, отметив спад китайско-северокорейских связей и соответствующий всплеск в отношениях между Москвой и Пхеньяном, аналитики предположили, что Кремль может вмешаться, чтобы заменить Китай в роли основного международного партнера КНДР. Усилия России по расширению влияния, последовательные и добросовестные, еще не привели к каким-либо крупным прорывам.
Кремль, со своей стороны, разделяет опасения Пекина относительно потенциальной нестабильности. Но простой факт заключается в том, что нестабильность в Северной Корее затронет Китай гораздо сильнее, чем Россию. Цель России - увеличить собственное влияние. Действительно, еще в 1990-х годах российские политики пришли к печальному выводу о том,, что влияние Москвы на «холодную войну» с Пхеньяном ослабевает.
Таким образом, для России имеют значение не только факторы, влияющие на стабильность. Кремль, чтобы обеспечить государственный визит Кима, будет сигнализировать миру, что Россия, по крайней мере, независимый актер на Корейском полуострове, а не просто представитель, ассоциирующийся с Китаем, заключил аналитик.